Трасологи назвали каменные орудия из Костенок-9 древними стамесками

Трасологи исследовали артефакты, найденные во время раскопок памятника Костенки-9 в 2006–2007 годах. Они выяснили, что древние люди использовали каменный инвентарь в основном для разделки туш животных и обработки древесины, например, в качестве стамесок. Вероятно, последнее связано с производством орудий охоты, например, древков дротиков и копий. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Вестник НГУ. Серия: История, филология.

В Хохольском районе Воронежской области расположен Костенковско-борщевский комплекс стоянок каменного века, который представляет собой микрорегион памятников эпохи верхнего палеолита, сконцентрированный на десятикилометровом участке правого берега реки Дон. В общей сложности археологи обнаружили там более 60 разновременных стоянок, древнейшим из которых более 45 тысяч лет.

Один из памятников этого комплекса — Костенки-9 — был открыт еще в 1937 году, однако основные работы на нем проводились в 1959 году (дополнительные раскопки проходили также в 2006–2007 годах). Во время раскопок 1959 года археологи обнаружили на этой стоянке скопление культурных остатков, которые, судя по всему, представляют собой остатки округлого жилища. Сам слой содержал большое количество древесных и костных угольков и кусочков охры. Кроме того, в распоряжении ученых оказалась коллекция из более 2600 каменных артефактов, а также несколько изделий из кости.

Антон Родионов (Anton Rodionov) из Природного, архитектурно-археологического музея-заповедника «Дивногорье» и Дарья Толстых (Daria Tolstykh) из Государственного археологического музея-заповедника «Костенки» исследовали каменные и костяные орудия, найденные на памятнике Костенки-9 в 2006–2007 годах. Ученые решили с помощью экспериментально-трасологического анализа выяснить основные направления хозяйственной деятельности древних жителей стоянки, а также уточнить способы обработки камня и кости. По мнению исследователей, орудия с этого памятника относятся к средней стадии развития граветтской культуры.

Ученые отметили, что коллекция находок включала 316 каменных артефактов, причем примерно половина из этих предметов была вторично обработана. В качестве сырья древние жители использовали в основном меловой кремень, который раскалывался призматической техникой. Исследователи выяснили, что, как правило, для вторичной обработки пластинчатых заготовок древние люди использовали круглую или полукруглую притупливающую ретушь. А для изготовления резцов, оформления промаксимальной части заготовок и выделения черешков применяли технику резцового скола.

На 21 из 41 пластин трасологии обнаружили следы от использования, благодаря чему им удалось выяснить назначение этих орудий. Так, две пластины использовались для строгания кости, десять — для разделки мяса и шкур животных, а девять — для обработки дерева, например, в качестве стамесок. Последнее, по мнению ученых, вероятно, указывает на то, что обитатели Костенок-9 использовали их при изготовлении древков дротиков и копий для охоты.

Локализация следов подсказала ученым, что при работе этими пластинами древние люди использовали рукояти или зажимы. Кроме того, они обратили внимание на то, что многие из орудий были преднамеренно сломаны по неясной причине. Вероятно, это свидетельствует о том, что обитатели Костенок-9 не испытывали дефицита каменного сырья.

Ученые также исследовали четыре костяных артефакта, найденных в 2006–2007 годах. Первый из них представляет собой два фрагмента ребра общей длиной 21,6 сантиметра, украшенные клиновидными насечками. По данным археологов, такая орнаментация встречается на многих памятниках граветта, например, в Костенках-8. Другой артефакт представляет собой часть кости длиной 7,3 сантиметра, на поверхности которой сохранились многочисленные порезы и ровный паз. Вероятно, эта находка представляет собой неудачно сделанную стержневидную заостренную заготовку. Еще один костяной артефакт — вероятно, брошь размером около 5,7×4,2×0,8 сантиметра, изготовленная из бивня мамонта.

Ранее на N + 1 рассказывали об исследованиях другого известного верхнепалеолитического памятника, расположенного в европейской части России. Так, биоархеологи выяснили, что древние жители Сунгиря были любителями мяса северных оленей. Кроме того, палеоантропологии обнаружили, что взрослому сунгирцу проломили череп каменным предметом еще в древности.

В Польше раскопали погребение знатной женщины вельбарской культуры