Древние жители Сунгири оказались любителями мяса северных оленей

Ученые из России и Бельгии провели изотопный анализ костей, обнаруженных на верхнепалеолитической стоянке Сунгирь, и выяснили, что рацион питания трех из четырех жителей основывался на употреблении в пищу мяса северных оленей. Такая диета оказалась схожей с ранее полученными результатами для археологических стоянок в Центральной Европе. Статья опубликована в издании Записки Института истории материальной культуры РАН.

Верхнепалеолитическая стоянка Сунгирь была случайно обнаружена в 1955 году во время строительства кирпичного завода. Она расположена на окраине Владимира, у места впадения ручья Сунгирь в реку Клязьму. Последние датировки указывают на то, что Сунгирь был заселен более 30 тысяч лет назад. Первый обнаруженный здесь скелет принадлежал взрослому мужчине возрастом 40–50 лет. Позже здесь нашли парное захоронение двух детей 10–14 лет. В общей сложности на этой стоянке нашли шесть скелетов, один череп, а также две плохо сохранившихся бедренных кости.

Археологи обнаружили в погребениях большое количество украшений. Только в парной могиле детей оказалось более десяти тысяч бусин и других украшений из бивня мамонта, а в мужском захоронении — несколько сотен. Одним из видов украшений были подвески, изготовленные из клыков песца, причем, вероятно, большинство из них сделаны специально для погребения. Кроме того, археологи нашли копья и дротики, сделанные из выпрямленных бивней мамонта.

Ярослав Кузьмин (Yaroslav Kuzmin) из Института геологии и минералогии СО РАН совместно с учеными из Бельгии и России на основе изучения состава стабильных изотопов углерода и азота в коллагене костей получили новые данные о диете населения верхнепалеолитической стоянки Сунгирь. Для реконструкции рациона питания ученые исследовали останки из погребения взрослого мужчины (Сунгирь-1) и двойного погребения подростков (Сунгирь-2 и Сунгирь-3), а также фрагмент черепа (Сунгирь-5).

Результаты изотопного анализа показали, что три индивида получали белковые вещества преимущественно от употребления в пищу мяса северных оленей, что подтверждается обилием костей этого вида животных на стоянке и ее расположением у притока реки Клязьмы, который преодолевали вброд северные олени во время сезонных миграций. Сунгирь-5 показал несколько отличные значения, что указывает на употребление в пищу определенного количества протеина водных организмов, вероятно, пресноводной рыбы.

Ученые сравнили полученные данные с ранее опубликованными результатами исследований индивидов, живших в эпоху верхнего палеолита в Восточной и Центральной Европе. Оказалось, что основные источники протеина жителей Сунгири, Центральной Европы и Костенок 8 были схожими.

Исследователи пришли к выводу, что обитатели Сунгири были типичными охотниками позднего палеолита, которые добывали пищу в основном благодаря охоте на стадных наземных млекопитающих, прежде всего, на северных оленей.

Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях палеолитических стоянок, расположенных на территории России. Так, археологи проанализировали артефакты из Мезмайской пещеры и выяснили, что местные жители наладили широкую сеть обмена с отдаленными регионами, а анализ образцов отложений из Денисовой пещеры позволил палеогенетикам узнать, когда неандертальцы и денисовцы жили на этой стоянке.

Трое детей из крупного кургана ямной культуры оказались девочками