Сунгирцу проломили череп каменным предметом еще в древности

Палеоантропологи обнаружили с помощью компьютерной томографии и методов трасологии, что взрослому мужчине со стоянки Сунгирь проломили череп еще в глубокой древности. Это стало следствием удара, нанесенного массивным предметом с острым краем, например, крупным сколом или бифасом. Ранее считалось, его случайно пробил лопатой студент во время археологических раскопок в 1964 году. Результаты исследования опубликованы в Кратких сообщениях Института археологии.

Верхнепалеолитический памятник Сунгирь, расположенный на окраине Владимира, случайно нашли во время строительства кирпичного завода в 1955 году. Последующие археологические раскопки позволили обнаружить там останки шести индивидов, умерших около 34600–33600 лет назад, а также более 80 тысяч артефактов, в том числе пронизки из трубчатых костей, бусины и подвески из камня, кости и бивня, браслеты и кольца из бивня. Большинство этих находок было сделано в погребениях или рядом с ними.

Археологи раскопали на этой стоянке парное погребение двух мальчиков 9–14 лет (один из них раньше считался девочкой), которых захоронили головами друг к другу. По данным палеогенетики, они, вероятно, были двоюродными братьями. Рядом с останками одного из мальчиков также находилась бедренная кость пожилого мужчины, который был их отдаленным родственником. В другом погребении археологи нашли останки взрослого мужчины (Сунгирь-1), который, как и дети, был захоронен в богато украшенной одежде. Этот широкоплечий и высокий мужчина с хорошо развитой мускулатурой умер в возрасте около 40 лет. В ходе исследования его костей палеоантропологи обнаружили свидетельства ранения в шею, которое привело к кровотечению и было несовместимо с жизнью.

Сергей Васильев (Sergey Vasil’ev) из Института этнологии и антропологии РАН совместно с учеными из Москвы и Санкт-Петербурга решил проверить, действительно ли повреждения на черепе Сунгирь-1 возникли в результате удара лопатой при раскопках. Исследователи сообщили, что во время работ в 1964 году студент действительно зацепил кость лопатой, от чего на ней осталась зарубка и были смещены бусины, лежавшие поверх черепа. После расчистки находки и высыхания грунта археологи обнаружили рядом с местом удара лопатой сквозное отверстие неправильной формы.

Палеоантропологи прибегли к компьютерной томографии и методам трасологии, чтобы установить происхождение повреждения. В результате исследования на лобной кости рядом со сквозным отверстием ученые зафиксировали следующие современные повреждения: следы, появившиеся уже при хранении черепа; следы от инструментов расчистки и от удара лопатой. Однако само сквозное отверстие, по мнению исследователей, оказалось предсмертной травмой.

Ученые отметили, что это повреждение могли нанести острым лезвием твердого массивного предмета, например, крупным сколом или плоско-выпуклым бифасом. Учитывая высокий рост погребенного, в момент удара он лежал на спине, а убийца сидел у него на груди. По другой версии, жертва могла в это время стоять на коленях, а убийца подошел к нему сзади. Ранее обнаруженное повреждение на первом грудном позвонке, возможно, было нанесено уже после удара в череп, после чего мужчина быстро скончался от потери крови. Палеоантропологи заключили, что это могло произойти или в результате социального конфликта, или в рамках ритуального жертвоприношения.

Палеолит в России не ограничивается памятником Сунгирь. Ранее на N + 1 рассказывали, что древние жители Афонтовой горы оказались охотниками на зайцев. А в Денисовой пещере обнаружили фрагменты кольца и браслета из белого мрамора.

В Омской области нашли древнейший в Западной Сибири рыболовный крючок