Американский стартап Framework представил ноутбук, порты в котором выполнены в виде заменяемых модулей, а камера и микрофон отключаются аппаратно.
В последние годы производители ноутбуков, смартфонов и другой потребительской электроники все чаще концентрируются на массе и толщине устройств, благодаря чему их становится легче носить с собой. Но из-за этого разработчикам ноутбуков приходится идти на различные компромиссы, среди которых можно выделить два основных. Первый — отказ от заменяемых дисков и планок оперативной памяти, которые можно заменить на более объемные, в пользу распаянных на плате чипов. В основном это связано с тем, что разъемы и фиксаторы занимают больше места в корпусе, чем единая материнская плата со всеми компонентами. Второй компромисс — отказ от множества портов разного типа в пользу 2-4 USB.
Компания Framework представила ноутбук, в котором многие компоненты легко разбираются, а порты выполнены в виде заменяемых модулей. В нем установлен 13,5-дюймовый экран с разрешением 2256 на 1504 пикселей и соотношением сторон 3:2. Над ним располагается камера с разрешением FullHD, а рядом с ней два аппаратных переключателя, отключающих камеру и микрофон. В качестве процессора используется неназванная модель Intel Core 11 поколения. В устройстве может быть установлено до 64 гигабайт оперативной памяти и до 4 терабайт постоянной, которые можно заменить.
Главное отличие от обычных ноутбуков заключается в портах. Их в ноутбуке пять: один фиксированный 3,5-миллиметровый аудиоразъем и четыре универсальных порта (по два с каждой стороны). Каждый универсальный порт — это достаточно большой по размеру модуль, вставляемый в боковую грань ноутбука. Они связаны с материнской платой через USB-C, но на внешней стороне, обращенной к пользователю, может быть любой другой разъем.
На текущий момент компания уже создала модули-порты с разъемами USB-C, USB-A, HDMI и DisplayPort, а также модули с картридером для MicroSD и дополнительным SSD. В будущем она планирует выпустить модуль с более качественной, чем встроенная в ноутбук, звуковой платой, а также модуль с Arduino-микроконтроллером. Кроме того, она планирует предоставлять документацию по модулям сторонним компаниям, которые смогут выпускать свои дополнения.
Стоимость ноутбука пока не раскрывается, но известно, что он должен поступить в продажу летом.
От редактора
Существенная часть описания ноутбука от производителя сосредоточена на том, что многие компоненты в нем легко заменяемы: модули памяти, материнская плата, дисплей и клавиатура. В целом в индустрии ноутбуков действительно виден тренд на отказ от заменяемости компонентов и ремонтопригодности устройств, особенно в ноутбуках от Apple и Microsoft. Но эту особенность нового ноутбука сложно назвать уникальной, в отличие от системы портов, потому что до сих пор у многих крупных производителей есть модели, особенно в сегменте рабочих или бизнес-устройств, в которых все эти компоненты точно также подлежат замене, не распаяны на плате и не зафиксированы клеем к корпусу. Подробнее о таких устройствах можно узнать из рейтинга ремонтопригодности iFixit.
Модульность также несколько раз пытались использовать производители смартфонов. Самый амбициозный проект под названием Ara несколько лет разрабатывала Google. Она планировала создавать смартфоны, в которых все компоненты — дисплей, вычислительный модуль, камера и другие — крепятся на универсальное шасси. Но в 2016 году проект был закрыт и с тех пор эта концепция не получила развития в других проектах компании. Среди более успешных, хотя и не таких сложных проектов, можно выделить смартфон LG G5 и серию смартфонов Moto Z, в которых можно было установить один модуль с конкретной функцией, к примеру, более качественной камерой или динамиком.
Григорий Копиев
К счастью, это художественный проект, а не серийный гаджет
Предприниматель и сооснователь компании Oculus Палмер Лаки создал VR-шлем, повышающий уровень реализма необычным способом: если игрок умирает в виртуальном мире, шлем активирует три пиропатрона, которые убивают его и в реальности. Эффект погружения в виртуальный мир — главное преимущество VR-шлемов перед мониторами. Сейчас это достигается за счет экранов с высоким разрешением и качественной графики, а также пространственного звука. Но наше взаимодействие с реальным миром не исчерпывается зрением и слухом, поэтому разработчики пытаются охватить и другие органы чувств. Также некоторые из инженеров используют разного рода ухищрения, чтобы повысить реализм и усилить эффект погружения. Например, мы рассказывали о том, как инженеры научились использовать саккады (быстрые непроизвольные движения глаз), чтобы позволить человеку в VR-шлеме неограниченно ходить даже в относительно небольшом помещении. Палмер Лаки (Palmer Luckey), известный прежде всего как сооснователь Oculus, тоже решил повысить реалистичность виртуального мира, но довольно необычным способом — он модифицировал вышедший недавно шлем смешанной реальности Oculus Quest Pro, научив его убивать игрока после того, как его убили в виртуальном мире. На эту идею его вдохновила серия ранобэ Sword Art Online. В ней рассказывается о VR-игре с полным погружением — игроки не могут выйти из игры или снять VR-шлем, пока хотя бы один из них не пройдет игру полностью. Если игрок умирает в виртуальном мире или посторонний человек снимает шлем, гаджет убивает его с помощью микроволнового излучения. В Sword Art Online повествование ведется в недалеком будущем (первое произведение вышло в 2009 году), а эти события начались 6 ноября 2022 года, поэтому Лаки представил реальную версию шлема именно в этот день. В отличие от вымышленного шлема, настоящий оснащен не микроволновым излучателем, а тремя пиропатронами. Они располагаются над передней частью головы, и создатель гаджета утверждает, что их активация неминуемо разрушает мозг пользователя. Помимо пиропатронов в шлеме установлен датчик излучения. Лаки предлагает использовать в играх после смерти виртуального персонажа красную заставку, мигающую с определенной частотой, чтобы датчик мог использовать его как сигнал о смерти. Разработчик отмечает, что не тестировал систему на себе, и в целом это не более чем художественный проект, а не устройство с реальными перспективами. Есть и не такие фатальные способы стимулировать игрока не проигрывать. Например, мы рассказывали о том, как уязвимость в Counter-Strike позволила взламывать компьютеры игроков после убийства их персонажа, загружая вместо обычной анимации вредоносную.