Старейшую морскую астролябию занесли в Книгу рекордов Гиннеса

Слева. Астролябия Содре. Справа. 3D-модель астролябии. Вверху изображен португальский герб, внизу — личный знак короля Мануэла I Счастливого, армиллярная сфера.

David Mearns & The University of Warwick

Британские археологи описали старейшую известную на сегодняшний день морскую астролябию (прибор, с помощью которого определяли широту или долготу). Как сообщается в The International Journal of Nautical Archaeology, это астролябия Содре, которая была на борту португальской каракке, участвовавшей в плавании в Индию и затонувшей вблизи Аравийского полуострова. Предположительно, артефакт сделали в 1496–1501 годах. Кроме астролябии, на тех же кораблях был установлен старейший на сегодняшний день корабельный колокол, изготовленный в 1498 году. Старейшие артефакты уже попали в Книгу рекордов Гиннеса.

В 1497–1511 годах португальцы практически каждый год снаряжали морскую экспедицию в Индию, так называемую Индийскую армаду. Корабли плыли по маршруту, который открыл Васко да Гама: вдоль побережья Африки и затем Аравийского полуострова. В 1502 году король Мануэл I Счастливый (годы правления 1495–1521) отправил в Индию флотилию из 20 кораблей под командованием Васко да Гама. Вице-адмиралами флотилии были дяди да Гама — Висенте и Браш Содре, под командованием которых было пять тяжеловооруженных кораблей (две каракки и три каравеллы). Вероятнее всего, целью армады было наказание правителя Каликута (ныне Кожикоде на юго-западе Индии), войска которого разграбили факторию португальцев и убили 54 человека. Корабли под командованием братьев Содре должны были остаться после ухода основной флотилии и патрулировать юго-восточное побережье Индии. А в случае необходимости им нужно было защитить недавно созданные португальские фактории в Кочине и Кананоре (ныне Каннур) и индийских союзников португальцев от вероятных нападений правителя Каликута.

В 1503 году, после того, как основная флотилия под командованием да Гамы отправилась обратно в Португалию, братья Содре, несмотря на приказ своего племянника, не остались в Индии, а отплыли к берегам Аравийского полуострова, где они ограбили несколько арабских торговых кораблей. В апреле 1503 года Содре отвели свою флотилию к островам Куриа-Муриа вблизи южного побережья Аравийского полуострова (ныне территория Омана). В бухте крупнейшейго из островов, Эль-Халлания, они собирались переждать сезон дождей и отремонтировать одну из каравелл. В мае в заливе, где стоял португальский флот, начался шторм и в результате обе каракки затонули. Вместе с ними погибла большая часть команды, в том числе Висенте Содре. Его брат, Браш, умер при невыясненных обстоятельствах немного позднее.

Место кораблекрушения португальских кораблей археологи нашли в 1998 году, но работы по поднятию на поверхность остатков каракк и артефактов начались только в 2013 году и продолжались в 2014 и 2015 годах. Всего археологи подняли на поверхность более 2,8 тысяч предметов, в том числе пушечные ядра, навигационные приборы, остатки специй, золотые и серебряные монеты. В том числе исследователи нашли корабельный колокол, на котором позднее обнаружили надпись с датой изготовления (1498 год). Как оказалось, это был старейший известный на сегодняшний день корабельный колокол.

Еще одним предметом оказался металлический диск диаметром примерно 17,5 сантиметров и весом 344 грамма. На нем был отчеканен португальский герб и армиллярная сфера — личный знак короля Мануэла Счастливого. С помощью рентгенофлуоресцентного анализа ученые из оманского Университета султана Кабуса определили состав сплава, из которого был сделан артефакт: кроме меди (66,4 процента), в него входили цинк (7,8 процента), олово (5,4 процента) и свинец (2,8 процента).

В 2016 году, авторы статьи под руководством Марка Уильямса (Mark A. Williams) из университета Уорика провели лазерное сканирование и создали 3D-модель диска. В правом верхнем квадранте диска ученые обнаружили 18 мерных делений, которые приблизительно соответствовали пяти градусам. По ним ученые предположили, что диск был морской астролябией, с помощью которой мореплаватели определяли широту или долготу, на которой находился корабль. Армиллярная сфера короля Мануэла на артефакте и серебряные и золотые монеты, отчеканенные в 1495–1501 годах, которые были найдены вместе с ней, позволили определить дату изготовления артефакта — период с 1496 по 1501 годы. Король Мануэл вступил на престол в конце 1495 года. И его личный знак, армиллярная сфера, начал использоваться после этого времени.

По свидетельству исследователей, морские астролябии являются одними из самых редких артефактов. На сегодняшний день известно только 109 таких предметов, и все они внесены в список, который ведется в Национальном морском музее Великобритании. В отличие от обычных астролябий, которые были изобретены еще в Древней Греции, морские астролябии, по-видимому, появились в Португалии во второй половине XV века. Их использовали для навигации мореплаватели Бартоломеу Диаш, открывший мыс Доброй Надежды, Васко да Гама и Христофор Колумб. Сначала их, предположительно, делали из дерева, хотя Васко да Гама в первое путешествие в Индию, вероятно, брал с собой несколько небольших морских астролябий, сделанных из латуни. Судя по рисункам в книгах начала XVI века, первые морские астролябии представляли собой пластины или диски. Но в какой-то момент их стали делать в виде тяжелых колес из толстого металла и в таком виде их изготавливали как минимум следующие 170 лет. Сквозные отверстия в диске позволяли уменьшить сопротивление ветра, поэтому такие астролябии были устойчивее во время ветреной погоды и по ним можно было более точно определить широту или долготу. Старейший рисунок и описание астролябии в форме колеса ученые обнаружили в манускрипте 1517 года. А из 109 известных на сегодняшний день морских астролябий 104 имеют форму колеса. Поэтому древность астролябии Содре подтверждается и ее формой. А форма, возможно, объясняет, почему на астролябии были деления соответствующие пяти градусам, а не одному. Вероятно, первые не слишком устойчивые астролябии, не позволяли определить координаты более точно.

В прошлом году археологи нашли у берегов Португалии затонувшее на рубеже XVI-XVII веков судно. По-видимому, оно возвращалось из Индии с грузом специй.

Екатерина Русакова

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.