Палеогенетики построили генеалогическое древо южных уральцев из кургана бронзового века

Для этого они отсеквенировали ДНК 32 человек

Палеогенетики отсеквенировали ДНК 32 индивидов, которых в эпоху поздней бронзы похоронили под одним и тем же курганом, расположенным на территории современной Челябинской области. Ученые установили многочисленные родственные связи между людьми и построили генеалогическое древо, состоящее из трех поколений. Кроме того, анализ показал, что существенная часть предков носителей срубно-алакульской культурной традиции происходила от более раннего населения Южного Урала — представителей синташтинской культуры. Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

В 2015–2017 годах археологи раскопали 3 из 38 курганов Неплюевского могильника на юге Челябинской области. Два из них были небольшими и содержали несколько захоронений детей и подростков. Самый крупный раскопанный курган, получивший номер один, представлял собой распаханную насыпь диаметром около 26–27 метров и высотой примерно 60–65 сантиметров. Под ней исследователи обнаружили 34 погребения, 4 кенотафа, а также 10 жертвенников и 11 сосудов, находившихся за пределами этих объектов. Большинство покойных были похоронены по обряду ингумации в скорченном на боку положении.

В общей сложности в кургане-1 ученые нашли останки как минимум 44 человек, живших около 3800 лет назад. По данным археологов, они принадлежали к общности, оставившей после себя срубно-алакульский вариант срубной культуры. Эта традиция распространилась на Южном Урале около 1800–1200 годов до нашей эры, то есть в эпоху поздней бронзы, и представляет собой самый восточный локальный вариант срубной культуры, испытавшей заметное влияние со стороны алакульцев. Это влияние, в частности, проявилось в гончарном производстве, металлургии, а также погребальном обряде.

Йенс Блёхер (Jens Blöcher) из Майнцкого университета совместно с коллегами из Германии, Греции, Италии, России и Швеции сосредоточил свое внимание на анализ ДНК людей из первого кургана Неплюевского могильника. В общей сложности им удалось прочитать ядерные геномы 32 человек, 18 из которых были мужского пола, а 14 — женского.

Ученые отметили высокое разнообразие митохондриальных линий в этой выборке. Они принадлежали к гаплогруппам H, N, K, T и U, которые распространены в западноевразийских популяциях. Напротив, разнообразие Y-хромосомных линий оказалось очень низким. Почти все мужчины были носителями линий гаплогруппы Q1b, которые были распространены в популяциях, проживавших в Южной Сибири и Монголии. Лишь два человека из этой группы были носителями гаплогруппы R1a, которая, среди прочего, часто встречалась у степного населения бронзового века. В целом полученные данные указывают на то, что местное общество было патрилокальным.

Дальнейший анализ геномов позволил выявить многочисленные родственные связи между людьми из кургана и построить генеалогическое древо, состоящее из 33 человек, 21 из которых присутствовал в исследованной выборке (оставшиеся 12 выведены по косвенным данным). На вершине этого древа находятся шесть братьев, трех из которых выявили косвенными методами. Один из них — это взрослый мужчина, проживший более 50 лет. Он оказался единственным, у кого были дети более чем от одной женщины. Причем обе его жены также были похоронены под этим курганом. Еще четверо людей находились в родстве четвертой степени с этой семьей, но определить их место на генеалогическом древе не удалось.

На графике главных компонент почти все исследованные индивиды сгруппировались рядом с носителями синташтинской и фатьяновской культур бронзового века. Лишь одна женщина оказалась генетически ближе к сарматам раннего железного века, а еще один индивид занял промежуточное положение. Дальнейший анализ происхождения этих людей показал, что половину (n = 16) можно смоделировать всего из одной предковой компоненты, выявленной у синташтинцев (родство этой группы с синташтинцами подтвердил и анализ общих по происхождению блоков). Еще у четверых человек синташтинскую родословную дополняет небольшая примесь, связанная с энеолитическими жителями Байкала. У 11 людей до 50–60 процентов примеси приходится на компоненту, связанную со степным населением эпохи энеолита, которую в двух случаях также дополняет небольшой вклад от древних жителей Байкальского региона. Происхождение еще одного индивида смоделировать не удалось.

Исследователи заключили, что генетический анализ подтверждает археологические данные о том, что в формировании срубно-алакульской культуры принимали участие более древние жители Южного Урала — носители синташтинской культуры (около 2100–1800 годов до нашей эры). Кроме того, полученные результаты указывают на то, что в эту популяцию шел небольшой поток генов, по-видимому, от населения Центральной Азии (вероятно, с территорий, расположенных к востоку от Урала).

Ранее на N + 1 уже рассказывали об исследовании родства между людьми, похороненными в одном могильнике. Так, недавно палеогенетики проанализировали ДНК индивидов, живших на территории современной Франции в V тысячелетии до нашей эры, и выявили сразу семь поколений родственников.

Большинство мужчин тшинецкого культурного круга унаследовали Y-хромосому от европейских охотников-собирателей