В синташтинском могильнике нашли погребения носителей сейминско-турбинского феномена

Это указывает на возможное мирное сосуществование двух древних общностей

Российские археологи опубликовали результаты исследования грунтового могильника синташтинской культуры, раскопанного более 20 лет назад в Оренбургской области. В четырех погребениях ученые обнаружили останки людей с сейминско-турбинским инвентарем, которых похоронили в XX–XVIII веках до нашей эры. Как сообщается в статье, опубликованной в журнале Археология Евразийских степей, это свидетельства мирного сосуществования синташтинцев и, видимо, мигрантов и/или их потомков из Западной Сибири, с которыми связано распространение сейминско-турбинского транскультурного феномена.

В самом конце III тысячелетия до нашей эры на территории Южного Урала и Северного Казахстана сложилась синташтинская археологическая культура, которая, по оценкам исследователей, существовала в XXI–XVIII веках до нашей эры. Широкую известность она получила благодаря крупным укрепленным поселениям (например, Синташта, Аркаим, Каменный Амбар), площадь которых могла превышать 20 тысяч квадратных метров, а также благодаря самым древним когда-либо найденным колесницам. Наиболее распространенная точка зрения предполагает, что создателями этой культуры были мигранты из более западных регионов, которые, вероятно, говорили на индоиранском языке.

В конце 1990-х — начале 2000-х годов в Октябрьском районе Оренбургской области проходили раскопки синташтинского грунтового могильника у горы Березовой, однако результаты этих исследований до сих пор полностью не опубликованы. Этот пробел решили частично восполнить Лидия Купцова (Lidiya Kuptsova) из Оренбургского государственного педагогического университета и Михаил Халяпин (Mikhail Khalyapin) из Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области.

Археологи обратили внимание на то, что 4 из 16 изученных погребений явно выделяются на фоне остальных как по обряду, так и по сопроводительному инвентарю. В этих могилах исследователи обнаружили останки двух взрослых мужчин и двух подростков, которых похоронили в вытянутом на спине положении (синташтинцы обычно хоронили в скорченном положении). Вместе с покойными они нашли останки животных, керамические сосуды, а также разного рода предметы, часть из которых явно относится к сейминско-турбинскому транскультурному феномену. Так, среди артефактов оказались каменные наконечники стрел турбинского типа, бронзовые ножи-пилочки в рукояти из кости, нож-бритва, шило, дисковидная костяная пряжка и некоторые другие.

Исследователи отметили, что бронзовые ножи, присутствовавшие во всех четырех погребениях, представляют собой самый распространенный тип находок, связанных с сейминско-турбинским транскультурным феноменом. При этом найденные в двух могилах керамические сосуды относятся к синташтинской культуре. Кроме того, в погребении одного из мужчин присутствовали два костяных артефакта, которые также характерны для культур колесничного круга.

Все четыре индивида отличались от остальных людей из этого могильника по антропологическим признакам — их черепа оказались брахикранными, а в случае одного из подростков ученые даже обнаружили явно монголоидные черты. Проанализировав также рацион этих людей, ученые сделали вывод, что, возможно, как минимум двое из них были мигрантами из Западной Сибири, которые оказались в Южном Зауралье в XX–XVIII веках до нашей эры. Двое других же вполне могли родиться уже в синташтинской среде, на что могут указывать нехарактерные для сейминско-турбинского феномена вещи в их могилах.

Хотя обычно предполагается, что представители сейминско-турбинского транскультурного феномена конфликтовали с носителями синташтинской и абашевской культур, находки из Оренбургской области, по мнению археологов, указывают на возможное мирное сосуществование этих групп людей. Они аргументируют это тем, что все они были похоронены в общем могильнике, но с соблюдением привычного для разных коллективов обряда.

В прошлом году на N + 1 рассказывали о раскопках, проходивших в комплексе археологических памятников Синташта. Тогда археологи обнаружили у подножия Большого Синташтинского кургана 21 детское захоронение алакульской культуры. Они датируются XVIII–XVI веками до нашей эры.

Древние сибиряки добыли пемзу более чем в 1000 километрах от места обнаружения