Сотрудники Института археологии РАН обнаружили в Подмосковье некрополь представителей фатьяновской культуры, который был сооружен 4,5 тысячи лет назад. Как сообщается в пресс-релизе, поступившем в редакцию N+1, в погребениях археологи нашли отлично сохранившиеся боевые топоры, наконечники дротиков, керамические погребальные сосуды.
Фатьяновская культура существовала на территории центральной России во второй половине III — середине II тысячелетий до нашей эры. Исследователи считают ее локальным вариантом культуры шнуровой керамики (другое название — культура боевых топоров), распространенной в Восточной и Центральной Европе. Предположительно, фатьяновцы пришли с запада, с территорий современных Белоруссии и Литвы.
Они уже не были только охотниками-собирателями, хотя охота и рыболовство, по-видимому, играли большое значение в их хозяйстве. Они разводили свиней, коз, коров, овец и лошадей, возможно, занимались земледелием, умели выплавлять медь и бронзу. Представители фатьяновской культуры держали домашних собак, передвигались на четырехколесных телегах и двухколесных повозках. Эти люди строили укрепленные поселения по берегам рек, но жили ли они в них постоянно или кочевали, неизвестно.
К моменту появления фатьяновцев на территории между Волгой и Окой жили представители волосовской культуры — охотники и рыболовы. Соседство фатьяновцев и волосовцев не всегда было мирным; исследователи находили погребения фатьяновцев, вероятно, убитых волосовцами. В их телах застряли наконечники волосовских стрел. Исчезновение фатьяновских племен археологи связывают с ассимиляцией с другими племенами, которые появились в северо-западной части России после них. По другой версии, фатьяновцы и волосовцы вымирали в результате обмена инфекциями.
Неизвестный ранее некрополь, археологический памятник «Павловская слобода», нашли в Истринском районе Московской области во время охранных работ перед строительством частного детского центра. Сейчас здесь ведутся раскопки, но исследователи уже обнаружили хорошо сохранившиеся кремневые наконечники дротиков и топор-клин, сделанный из шлифованного кремня, кремневые пластины, которые, по-видимому, использовались, как лезвия ножа, погребальные сосуды с орнаментом в виде перевитого шнура.
В погребениях были найдены каменные боевые топоры, сделанные из диорита, весом около 800 граммов, которые представляли собой точные копии бронзовых топоров. «Это боевой топор, которые использовали на войне: им проламывали голову врагу. Топор тяжелый, и в сочетании с длинной рукояткой представляет собой ужасное оружие. Есть много захоронений с пробитыми черепами, и недооценивать силу таких вещей нельзя: если таким „томагавком“ попасть в любую часть черепа, то человека ждет мгновенная смерть», — говорит заместитель директора по науке ИА РАН Ася Энговатова.
По словам археологов, находка оказалась исключительно редкой, до этого памятники фатьяновской культуры на территории Московской области находили в середине прошлого века. «На памятнике „Павловская слобода“ уже получены десятки образцов древесного тлена и угля из перекрытия могильной камеры, которые позволят провести радиоуглеродный анализ и впервые точно датировать фатьяновский могильник. Мы сможем сравнить полученные датировки с базами данных европейских шнуровых культур и достоверно определить место фатьяновцев в этой общности», — объясняет Энговатова.
После завершения археологических работ организаторы детского центра планируют создать на его территории экспозицию найденных артефактов.
В 2017 году в центре Москвы были
артефакты каменного века — скребок, сделанный в IX-V тысячелетиях до нашей эры, и кремневый резец, который исследователи датировали эпохой неолита, V-III тысячелетиями до нашей эры.
Екатерина Русакова
Артефакт датируется серединой IV тысячелетия до нашей эры
Археологи во время раскопок, проходивших в пещере Кова-дель-Фраре, обнаружили янтарную бусину размером примерно 14×11 миллиметров. Инфракрасная спектроскопия с преобразованием Фурье показала, что артефакт был изготовлен из балтийского сукцинита. Судя по радиоуглеродным датировкам, украшение попало на Пиренейский полуостров около 3634–3363 годов до нашей эры, то есть в эпоху позднего неолита. Ранее предполагалось, что в этом регионе балтийский янтарь появился вместе с носителями традиции колоколовидных кубков примерно на тысячу лет позже. Как сообщается в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports, это не только древнейший балтийский янтарь на Пиренейском полуострове, но и в Западной Европе.