В Москве обнаружены артефакты каменного века

В центре Москвы найдено два артефакта каменного века, сообщается на сайте mos.ru. На Покровском бульваре был найден каменный скребок, а на Сретенке — кремневый резец.

Во время работ по программе «Моя улица», которые ведутся сейчас в Москве, проводится охранный археологический мониторинг. Во время раскопок на Сретенке около дома 34/1 исследователи обнаружили кремневый резец. Ширина его составляет 2,5 сантиметров, длина — около четырех сантиметров. «Резец является одним из универсальных орудий труда древнего человека. Он сохранился полностью, включая черешок с боковыми симметричными углублениями для крепления рукояти из кости, рога или дерева», — объяснил руководитель Департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов.

Ученые датировали артефакт эпохой неолита (V-III тысячелетия до нашей эры). Возраст находки исследователи определили, проанализировав способ обработки внешней поверхности резца. Они обнаружили следы использования отжимной ретуши — техники обработки каменных изделий, при которой с них скалываются тонкие чешуйки с помощью каменных или костяных орудий.

Другой артефакт каменного века — фрагмент каменного скребка — был найден на Покровском бульваре. Ширина фрамента составляет 1,5 сантиметра, длина — три сантиметра. Скребок был сделан из заостренной на конце каменной пластинки. Археологи датировали его еще более ранним временем, чем резец — эпохой мезолита (IX-V тысячеления до нашей эры). Оба предмета были обнаружены в слоях XVI-XVII веков нашей эры. Ученые полагают, что их вряд ли использовали в это время, вероятно, они попали на поверхность случайно, во время земляных работ.

Примерно месяц назад на Сретенке нашли руины церкви XVII века и деревянной мостовой XVIII века. На других центральных улицах Москвы после начала строительных работ тоже уже находили древние артефакты и остатки строений. Так, на Пречистенке обнаружили шахматную фигурку и серебряные деньги времен Ивана Грозного, а в основании Китайгородской стены нашли пять «тайных комнат». Археологи предполагают, что во время военных действий они использовались для подслушивания неприятеля, а в мирное — как подсобные помещения торговых лавок.