Вероятность смерти в ходе мотоциклетного происшествия во время полнолуния на пять процентов выше, чем в другие ночи месяца. Это выяснили ученые, которые проанализировали данные о смертности при мотоциклетных авариях в четырех странах мира. Результаты исследования описаны в рождественском спецвыпуске журнала BMJ.
Одной из самых распространенных причин возникновения дорожно-транспортных происшествий считается невнимательность водителей. Факторы, влияющие на внимание к дороге, могут быть самыми разными: например, сонливость, разговор по телефону или алкогольное и наркотическое опьянение. Авторы нового исследования, Дональд Редельмейер (Donald A. Redelmeier) из Университета Торонто и Эльдар Шафир (Eldar Shafir) из Принстонского университета, обнаружили еще один фактор: астрономические явления.
Для этого они собрали данные о смертях в ходе мотоциклетных аварий на дорогах США в период с 1975 по 2015 год (всего в этот период произошло 494 полнолуния) во временной промежуток с четырех часов дня до восьми часов утра. Данные о смертности в ходе мотоциклетных происшествий в полнолуние сравнили с данными о смертности в ходе таких же аварий в другие дни: за неделю до полнолуния и неделю после. Всего в выборку попало 13029 аварий со смертельным исходом за 1482 ночи.
Ученые обнаружили, что в рассмотренный период произошло 4494 фатальных мотоциклетных происшествия (примерно 9,1 за ночь) во время полнолуния и 8535 (примерно 8,64 за ночь) — во время контрольных ночей (за неделю до и неделю после). Смертность в мотоциклетных авариях в разные фазы Луны никак не коррелировала с наличием защитной экипировки, полом и возрастом погибших. Для сравнения ученые также рассчитали количество смертей в дневное время суток — примерно 3,22 в день.
В течение рассмотренного периода на территории Северной Америки произошли 65 суперлуний (явлений, при котором Луна и Земля находятся в перигее — наибольшей близости друг к другу). Ученые выяснили, что в суперлуние смертей происходит еще больше, чем в полнолуние: примерно 10,82 за ночь.
Получив результаты, ученые провели такое же исследование в Великобритании (с 1986 по 2010 год), Канаде (с 1999 по 2014 год) и Австралии (с 1989 по 2013 год). Данные, полученные в этих странах, также подтвердили связь смертности мотоциклистов и полнолуния (или суперлуния).
Авторы работы приходят к выводу о том, что полная Луна может отвлечь водителей от дороги примерно так же, как это делают телефон или бессонная ночь (пусть и не так сильно), и настаивают на повышенной внимательности в полнолуние.
Исследователи находят и другие нетипичные причины возникновения дорожно-транспортных происшествий. Так, например, безопасность такси зависит от его цвета, а ужесточение скоростного режима на самом деле вызывает больше аварий.
Елизавета Ивтушок
Прототип получил сертификат летной годности и готовится к первому полету
Американская компания Boom Supersonic приступила к рулежным испытаниям технологического демонстратора сверхзвукового пассажирского самолета XB-1, который готовится совершить первый полет с аэродрома аэрокосмического центра в пустыне Мохаве. Компания также сообщила, что прототип XB-1 недавно получил сертификат летной годности от Федерального управления гражданской авиации США, разрешающий проведение испытательных полетов. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Американская компания Boom Supersonic занимается разработкой экспериментального самолета-демонстратора XB-1 «Baby Boom» с начала 2010-х. С его помощью она собирается испытать ряд технологий, которые затем будут применены в сверхзвуковом пассажирском самолете Overture, рассчитанном на перевозку от 65 до 80 пассажиров с крейсерской скоростью 1,7 Маха на расстояние до 7870 километров. XB-1 представляет собой уменьшенную версию пассажирского самолета с двухместной кабиной в масштабе одной трети от размеров Overture. Размах оживального крыла XB-1 составляет 5,2 метра, длина фюзеляжа — 21,6 метра, взлетная масса прототипа — около шести тонн. В конструкции самолета широко используются композитные материалы, а также титан. Расположенные в хвостовой части три двигателя General Electric J85-15 работают на синтетическом топливе и выдают суммарную тягу около 55 килоньютон. Они должны разгонять «Baby Boom» до крейсерской скорости 2,2 Маха. Выкатка полностью собранного прототипа состоялась в 2020 году, а в 2022 начались испытания двигателей. Затем XB-1 перевезли из ангара компании в городе Сентенниал, расположенном в штате Колорадо, в аэрокосмический центр в пустыне Мохаве в штате Калифорния. С момента прибытия в Мохаве самолет начал проходить программу наземных испытаний. В нее включены испытания на рулежных дорожках, которые начались на прошлой неделе. Во время рулежных испытаний XB-1 разгоняется с помощью собственных двигателей, набирает определенную скорость, но не отрывается от земли. Также компания сообщила, что прототип XB-1 недавно получил сертификат летной годности в экспериментальной категории от Федерального управления гражданской авиации США, разрешающий испытательные полеты прототипа. https://www.youtube.com/watch?v=Hg9pHnQ4zTs Первый полет XB-1 должен состояться после завершения всех наземных испытаний. Летчики-испытатели Билл Шумейкер и Тристан Бранденбург готовятся к предстоящему полету, отрабатывая основные операции на тренажере, а также на учебно-тренировочном самолете T-38, который будет сопровождать XB-1 в его первом вылете. Успешный полет XB-1 предоставит ценные данные по различным аспектам, включая аэродинамику, воздействие звукового удара и эффективности использования синтетического топлива. Подробнее о перспективах возрождения сверхзвуковых пассажирских самолетов читайте в нашем материале «Включите сверхзвук».