Желтые такси оказались безопаснее голубых

Сингапурские ученые изучили статистику аварий и дорожных происшествий с участием такси в Сингапуре и выяснили, что желтые такси реже попадают в аварии по сравнению с такси голубого цвета: в среднем, вероятность попадания в ДТП в желтом такси оказалась на 9 процентов ниже, чем в голубых. Описание работы опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences of the USA.

Желтый цвет используется для машин такси с 1907 года — тогда чикагская компания Chicago Yellow Cab Company выбрала этот цвет, основываясь на исследованиях Чикагского Университета. Результаты опросов начала 20 века показали, что желтый — самый заметный цвет, который позволит потенциальному пассажиру легко найти машину такси в потоке черных автомобилей (черный цвет преобладал в массовом автомобильном производстве того времени, поскольку до 1914 года промышленное производство Генри Форда использовало только краску «Japan Black», которая обеспечивала достаточно быстрое высыхание). Более века спустя оказалось, что это был мудрый выбор не только для потенциальных, но и для реальных пассажиров: согласно новым исследованиям, желтый цвет не только помогает найти машину такси, но и повышает безопасность поездки.

В некоторых более ранних исследованиях изучалась зависимость риска попадания в ДТП от темного цвета машины — наблюдения говорят о том, что автомобили темного цвета гораздо чаще попадают в серьезные аварии, чем машины светлых цветов. Эти работы, однако, не обладали достаточным количеством данных для оценки пропорций разных цветов в выборке. Полноценный набор данных и корректный дизайн статистического исследования в новой работе сингапурских ученых позволили провести чистую проверку цветового эффекта.

Для своего исследования ученые получили трехлетнюю статистику (с января 2012 по декабрь 2014) самой крупной таксомоторной компании Сингапура, в парке которой есть желтые и голубые автомобили: таксопарк этой компании составляет порядка 16700 машин, это около 60 процентов всех такси в Сингапуре. Примерно четверть всего таксопарка компании составляют машины желтого цвета, три четверти — голубого цвета.

Оказалось, что в среднем на тысячу машин желтые такси участвовали в ДТП на 6,1 инцидент реже, чем синие: 65,6 и 71,7 в месяц соответственно. Исследователи предположили, что, может быть, более аккуратные водители склонны выбирать желтый цвет: некоторые исследования показывают зависимость агрессивности вождения от цветовых предпочтений для своей машины. Однако выяснилось, что таксомоторная компания использует общий набор и обучение таксистов, а распределение машин между таксистами не зависит от цветовых предпочтений последних: машины назначаются случайным образом. Сравнение водительского поведения на основе статистических данных подтвердило случайное распределение такси разных цветов между водителями: анализ не выявил корреляции между средней скоростью вождения, количеством заказов и географией поездок от цвета такси. Не отличались и демографические данные водителей: средний возраст, уровень образования и водительский стаж.

Поскольку компания использовала одни и те же марки и модели машин и применяла к ним равные условия техсопровождения, исследователи пришли к выводу, что единственным фактором, влияющим на частоту попадания в ДТП, является цвет автомобиля. Они предположили, что более высокая заметность желтого цвета напрямую отвечает за сниженный риск попадания в аварии: участники дорожного движения быстрее замечают желтое такси, что увеличивает шансы на достаточное время реакции для избежания потенциального ДТП с ним.

Для проверки этой гипотезы ученые изучили детализированные данные об авариях с участием такси. При каждом инциденте дорожная полиция отмечает обстоятельства ДТП и освещение (дневное, темное время суток и дорожное освещение в темное время суток), при котором произошла авария. Эти данные показали, что разница частоты попадания в ДТП между желтыми и голубыми особенно заметна при дорожном освещении в темное время суток, а также в ситуациях, когда машина такси находилась в поле зрения второго участника ДТП. Эти наблюдения подтвердили гипотезу о том, что желтый цвет более заметен на дороге и поэтому позволяет водителям быстрее обнаружить потенциальную опасность, и, таким образом, избежать аварии.

На основании результатов исследования ученые посчитали примерную выгоду от перекраски всех голубых такси сингапурской компании в желтый цвет: за счет снижения расходов на восстановление поврежденных автомобилей она могла бы экономить около двух миллионов сингапурских долларов в год. При этом для каждого конкретного пассажира риск попадания в ДТП снизится примерно на 9 процентов.

В целом, исследователи рекомендуют использовать желтый цвет для автомобилей такси по всему миру для снижения риска ДТП, повышения безопасности пассажиров и экономии средств таксомоторных компаний.

Надежда Бессонова

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Тише едешь: об автогонках, физике и добром слове

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора