Добровольцы помогли найти пять новых гигантских радиогалактик

Астрономы смогли обнаружить пять гигантских радиогалактик — редких и одних из самых крупных систем во Вселенной. Это удалось сделать благодаря проекту гражданской науки Radio Galaxy Zoo, в котором может принять участие любой желающий. Препринт работы опубликован на сайте arXiv.org.

Гигантские радиогалактики — самые крупные системы во Вселенной, связанные электромагнитно. Линейные размеры этих объектов могут достигать 700-1000 килопарсек, а в настоящее время известно лишь около трехсот таких галактик. Считается, что размеры гигантских радиогалактик могут быть связаны с их светимостью в радиодиапазоне и мощностью или длительным временем жизни релятивистских струй (джетов), за создание которых ответственна активная сверхмассивная черная дыра в ядре галактики. Интерес эти объекты представляют не только с точки зрения понимания механизмов их образования, но и влияния на межгалактическую среду внутри скоплений галактик и ее химический состав, а также на близкие к ним галактики.

Группа астрономов во главе с Хунмингом Таном (Hongming Tang) из Манчестерского университета сообщает об открытии пяти новых гигантских радиогалактик на красных смещениях в диапазоне от 0,28 до 0,43, которое было сделано при анализе каталога данных RGZ DR1, созданного более чем 1200 гражданскими учеными за почти три года работы проекта Radio Galaxy Zoo, который функционирует на портале Zooniverse. Участники проекта анализируют изображения галактик, полученных в радиодиапазоне в ходе обзоров FIRST и ATLAS и инфракрасном диапазоне в ходе обзоров AllWISE и SWIRE, что позволяет находить и классифицировать радиогалактики по типам.

У всех обнаруженных галактик сравнительно высокая светимость в радиодиапазоне, четыре из них ученые относят к радиогалактикам второго типа. J1402+2442 — самая крупная из открытых гигантских радиогалактик и связана с тесной парой галактик. Самая маленькая из обнаруженных галактик, J0941+3126, — это промежуточная дисковая галактика. У J1331+2557 и J1421+1016 линейные размеры около 2,62 и 2,49 миллиона световых лет соответственно. Наконец, J1646 + 3627 оказалась самой яркой галактикой (так называемая BCG-галактика) в скоплении галактик GMBCG J251.67741+36.45295: у нее слегка изогнутая форма.

Ученые отмечают, что методы, которые применялись для поиска и анализа галактик, могут быть использованы для машинного обучения, что позволит в дальнейшем автоматизировать поиск.

Ранее мы рассказывали о том, как гражданские ученые помогли в поисках околозвездных и протопланетных дисков, составлении карты кандидатов в место забора грунта на астероиде Бенну, обнаружении новой околосолнечной кометы и 96 новых кандидатов в коричневые карлики