Археологи нашли второго тибетского денисовца

Фрагмент его ребра обнаружили в пещере Байшия

Группа ученых исследовала материалы, раскопанные в тибетской пещере Байшия, и обнаружила среди них фрагмент древнего ребра. Палеопротеомный анализ показал, что он принадлежал денисовцу. Судя по датировке культурного слоя, в котором обнаружили окаменелость, этот индивид жил около 48–32 тысяч лет назад. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Nature.

На сегодняшний день о денисовцах в основном известно по немногочисленным находкам из нескольких памятников. Больше всего окаменелостей представителей этого вида ученые обнаружили в Денисовой пещере, в честь которой и получил свое название этот вид или подвид древних людей. За ее пределами впервые денисовцев выявили на Тибете, когда проанализировали фрагменты белков из фрагмента 160-тысячелетней нижней челюсти, найденной еще в 1980 году. Впоследствии в отложениях из более молодых слоев этой пещеры исследователи также нашли ДНК этих архаичных людей. Зуб еще одной представительницы этой палеопопуляции ученые раскопали в Лаосе.

Вне этих мест совсем недавно следы денисовцев нашли в еще одной алтайской пещере, где ученые сначала раскопали характерные для этих древних людей каменные орудия, а затем палеогенетики выделили ДНК из отложений этого памятника. Кроме того, ряд находок из Восточной Азии, в том числе давно известных, могут представлять собой останки представителей этого вида. Например, недавно исследователи использовали метод реконструкции фенотипических признаков для анализа черепов древних людей и пришли к выводу, что, возможно, денисовцам принадлежали черепа из Харбина и Дали, обнаруженные в Китае. Кроме того, ученые реконструировали деформированный череп Юньсянь-2, возраст которого составляет около миллиона лет, после чего изучили его и выяснили, что этот древний человек был базальным представителем эволюционной линии, ведущей к денисовцам и некоторым другим архаичным людям из Восточной Азии.

Группа ученых из Дании, Китая и Франции, возглавляемая Фридо Велкером (Frido Welker) из Копенгагенского университета, рассказала о результатах исследований, проходивших в тибетской пещере Байшия (она же Сяхэ), в которой ранее нашли упомянутый фрагмент нижней челюсти денисовца. Во время раскопок на этом высокогорном памятнике, расположенном на высоте 3280 метров над уровнем моря, ученые выявили богатую на артефакты и остатки животных последовательность культурных слоев, свидетельствующую о том, что архаичные люди посещали пещеру на протяжении многих десятков тысяч лет.

Исследователи проанализировали больше 2,5 тысячи костей и зубов животных, найденных в этой пещере, и выяснили, что главной добычей обитавших здесь людей были голубые бараны (Pseudois nayaur), а также другие копытные животные, среди которых, например, яки (Bos mutus), тибетские дзерены (Procapra picticaudata) и лошади (Equus). Среди находок присутствовали и кости многих других животных, включая хищных млекопитающих и птиц. В частности, исследователи идентифицировали остатки древней гиены (Crocuta crocuta ultima), серого волка (Canis lupus), снежного барса (Panthera uncia), обыкновенного фазана (Phasianus colchicus), беркута (Aquila chrysaetos) и некоторых других видов. Причем почти на 20 процентах костей ученые выявили антропогенные следы, в том числе на остатках плотоядных животных. Среди этих остатков ученые также распознали один костяной ретушер из лошадиного зуба, а также три костяных орудия.

Во время раскопок археологи также обнаружили обломок ребра длиной больше пяти сантиметров, который развалился на две части, когда его извлекали из культурного слоя. С помощью биомолекулярных методов исследователи выделили из него фрагменты древних белков, анализ которых не только позволил понять, что окаменелость принадлежала человеку, но и выяснить, что он был денисовцем. Ученые попытались датировать эту находку с помощью радиоуглеродного метода, однако сохранность коллагена не позволила этого сделать. По этой причине возраст окаменелости (около 32–48 тысяч лет) они определили по культурному слою, в котором ее нашли. Тем самым находки из пещеры Байшия указывают на то, что денисовцы посещали ее на протяжении более чем ста тысяч лет. Если датировки из этого памятника и Денисовой пещеры верны, то выходит, что ребро принадлежало самому позднему на сегодняшний момент денисовцу.

Денисовцы исчезли с нашей планеты много тысяч лет назад, однако варианты их генов сохранились в геномах многих современных популяций. Недавно ученые, изучавшие это наследство, выяснили, что оно сказалось на адаптации сапиенсов к холоду, а также на склонности к депрессии.

Анализ геномов из коллективного захоронения позднего неолита поведал о смешении мигрантов и местных