Палеогенетики прочитали ДНК двух человек из средневекового поселения на Шелковом пути

Они сильно отличались друг от друга по происхождению

Палеогенетики прочитали ДНК двух средневековых людей, останки которых нашли во время раскопок древнего поселения Дахэ, расположенного в Синьцзяне. Исследователи обратили внимание на различное происхождение этих людей. Взрослая женщина из этого памятника оказалась генетически близка к современным популяциям Северно-Восточной Азии, в то время как мужчина — к населению Южной Азии. Кроме того, ученые обнаружили, что среди его предков были люди из той же популяции, что и древнее население Таримского бассейна, сохранившееся до наших дней в виде мумий. Исследование опубликовано в International Journal of Osteoarchaeology.

Во времена, когда существовала империя Тан (618–907 годы нашей эры), на территории современного Синьцзян-Уйгурского автономного округа китайцы основали на Шелковом пути поселение Дахэ, которое сохранилось до наших дней в виде остатков. Во время раскопок этого памятника археологи обнаружили многочисленные артефакты, например, фрагменты керамики и небольшое количество монет, включая монеты типа «кайюань тунбао», которые позволили подтвердить возраст поселения.

В 2021 году в разных частях этого объекта исследователи раскопали останки двух людей, культурная принадлежность которых остается неясной. Вместе с одним скелетом археологи также нашли три артефакта: фрагмент железного ножа, пряжку ремня, а также наконечник стрелы, который лежал в районе его брюшной полости. Вместе с останками второго человека никаких вещей или остатков гроба не было.

Чжан Фань (Fan Zhan) из Сычуаньского университета совместно со своими китайскими коллегами представил результаты исследования этих останков. Палеоантропологи определили, что они принадлежали двум взрослым людям: мужчине примерно 40 лет (его нашли вместе с артефактами) и женщине приблизительно 35 лет. Радиоуглеродный анализ показал, что они не были современниками друг друга. Так, мужчина жил около 706–883 годов нашей эры, а женщина — примерно в 1039–1198 годах нашей эры.

Затем генетики выделили ДНК из фрагмента височной кости и зуба этих людей и с низкой глубиной покрытия (в среднем — 0,12 и 0,09 раза) прочитали их геномы. Дальнейший анализ показал, что мужчина и женщина сильно отличались друг от друга своим происхождением. Первый оказался представителем митохондриальной гаплогруппы M49d, которая сегодня распространена среди бирхоров — небольшого народа из Индии. Кроме того, ученые определили, что последовательность его Y-хромосомы относится к гаплогруппе R1a1a1b2a1a, которая в настоящее время распространена в популяциях Пакистана и Индии. Женщина же по материнской линии оказалась представительницей митохондриальной гаплогруппы K2a5b, которую ранее определяли у древних людей из Центральной и Северной Азии (с территорий современных Казахстана, Монголии и России).

С помощью метода главных компонент ученые определили, что мужчина генетически близок к древним и современным популяциям, населявшим Южную Азию, но на построенном графике его геном немного смещен от них в сторону популяций Восточной Азии. Женщина же оказалась генетически близка к современным популяциям из Северо-Восточной Азии, а также к представителям археологической культуры плиточных могил, которые в бронзовом и железном веках проживали на территории современной Монголии, Забайкалья и Маньчжурии.

С помощью программы qpAdm ученые смоделировали происхождение обоих людей из двух предковых компонент. В случае с женщиной ими оказались сяньби железного века (65–75 процентов) и древние кочевники Центральной Азии (25–35 процентов), а в случае с мужчиной — из древнего населения Южной Азии (68,2–74,6 процента) и земледельцев железного века из бассейна реки Хуанхэ (25,4–31,8 процента). Помимо этого, исследователи обратили внимание на то, что среди предков мужчины, по-видимому, были представители той же популяции, что и древние люди, мумифицированные останки которых нашли в Таримском бассейне (подробнее о них читайте в материале «Культура фаллосов и вульв»).

Недавно китайские ученые прочитали геном императора У-ди, правившего государством Северная Чжоу в VI веке нашей эры. Его анализ показал, что больше половины предков этого человека происходили из популяции древних северо-восточных азиатов и почти треть — от земледельцев эпохи неолита, которые проживали в бассейне Хуанхэ.

Антропологи реконструировали верхнюю челюсть жившего 115 тысяч лет назад ребенка