Палеогенетики прочитали геном императора У-ди

Он правил государством Северная Чжоу в VI веке нашей эры

Палеогенетики прочитали геном императора У-ди, который правил государством Северная Чжоу в 560–578 годах нашей эры. Исследователи определили, что больше половины предков этого человека происходили из популяции древних северо-восточных азиатов и почти треть — от земледельцев эпохи неолита, которые населяли бассейн реки Хуанхэ. Кроме того, ученые реконструировали внешность императора и пришли к выводу, что он был похож на современных жителей Северной и Восточной Азии. Об этом сообщается в журнале Current Biology.

В VI веке нашей эры на территории современного Китая представители сяньбийского рода юйвэней основали царство Северная Чжоу, которое просуществовало 24 года (557–581 годы нашей эры). Одним из императоров этого государства был У-ди, который пришел к власти в 560 году и оставался у нее до 578 года, пока не умер в 36-летнем возрасте. За время правления ему, среди прочего, удалось реформировать армию, усмирить тюрок, а также заложить основу для будущего объединения Китая при императоре Вэнь-ди, который положил конец раздробленности и основал династию Суй (581–618 годы).

Останки императора У-ди и его жены археологи обнаружили в мавзолее Сяолин, который находится в современном городском округе Сяньян (провинция Шэньси). Антропологи определили, что кости действительно принадлежали взрослому мужчине, который прожил около 30–40 лет. Чтобы узнать больше о происхождении этого человека, его внешности и предрасположенностям к различным заболеваниям, Ду Паньсинь (Panxin Du) из Фуданьского университета совместно с коллегами секвенировал ДНК из останков императора и прочитал его геном со средним покрытием 0,34 раза.

Ученые подтвердили, что останки принадлежали мужчине, который был носителем митохондриальной гаплогруппы C4a1a и Y-хромосомной гаплогруппы C2a1a1b1a. Обе родительские линии, по данным исследователей, происходят из Северо-Восточной Азии, в популяциях которой они встречаются до сих пор. Геномный анализ также позволил предсказать некоторые особенности фенотипа этого человека. Так, у императора, скорее всего, были карие глаза, черные волосы и довольно смуглая кожа. Вместе с реконструкцией по черепу эти данные позволили реконструировать внешности правителя, который, по мнению исследователей, был похож на современных жителей Северной и Восточной Азии. Кроме того, ученые выяснили, что у У-ди был повышенный риск развития подагры, инсульта, а также хронического лимфолейкоза.

На графике, построенном с помощью метода главных компонент, геном императора У-ди попал в один кластер с популяциями, среди предков которых было большое количество древних северо-восточных азиатов, связанных с бассейном реки Амур. Из современных популяций в эту группу попадают монголоязычные дауры, а также тунгусо-маньчжурские нанайцы и орочоны, а из средневековых популяций — кидани и мохэ. Вместе с тем в геноме У-ди ученые выявили заметный вклад со стороны восточных азиатов, ведущих свое происхождение от неолитического населения бассейна реки Хуанхэ. Это наблюдение соответствует свидетельствам о том, что сяньбийская элита заключала браки с китайской. В целом исследователи отметили, что происхождение У-ди можно смоделировать из трех предковых компонент. Около 61 процента его предков происходили из популяции древних северо-восточных азиатов, примерно 32 процента — земледельцев эпохи неолита из бассейна Хуанхэ, а еще 7 процентов — из популяции степных скотоводов бронзового века.

Ранее палеогенетики прочитали геном жены императора У-ди, которая была дочерью правителя Тюркского каганата Мукан-кагана. Тогда ученые выяснили, что подавляющее большинство предков этой женщины восходили к популяции древних северо-восточных азиатов. А среди современных групп она была наиболее близка к носителям тунгусо-маньчжурских и монгольских языков.

Происхождение сяньби связали с популяциями Большого Хингана и бассейна Амура