Палеогенетики прочитали геном дочери правителя Первого Тюркского каганата

Она оказалась генетически близка к популяциям, говорящим на тунгусских и монгольских языках

Палеогенетики отсеквенировали ДНК дочери правителя Тюркского каганата Мукан-кагана — жены императора Северной Чжоу У-ди, которая жила в VI веке нашей эры. Полногеномный анализ показал, что генетический профиль этой женщины ближе к современным носителям тунгусских и монгольских языков, нежели тюркских. Ее происхождение ученые связали с популяцией древних северо-восточных азиатов, получившей небольшую примесь западноевразийских генов. Об этом сообщается в статье, опубликованной в Journal of Systematics and Evolution.

В середине VI века нашей эры представители рода Ашина встали во главе нового крупного раннесредневекового государства, известного как Первый Тюркский каганат. Существуют многочисленные гипотезы о происхождении этой династии: тюркская, сакская, монгольская, тунгусо-маньчжурская и иные. При этом все они ограничены скудностью источников информации. Более того, представители этой династии практиковали обряд кремации умерших, что препятствует изучению древней ДНК.

При этом известна древнетюркская легенда о происхождении рода Ашина. Она гласит, что по мужской линии предками этого рода была одна из семей сюнну (хунну). Но в какой-то момент всех взрослых из этого рода убили воины из соседнего государства, пощадившие лишь одного мальчика. Ему отрубили ноги, после чего его бросили в поросшую травой низину. Спасла же ребенка волчица, которая вскормила мальчика мясом. После того, как мальчик вырос, он спарился с волчицей, в результате чего у нее родилось десять детей. Самый мудрый из них стал государем и основателем рода Ашина.

Сяо Минь Ян (Xiao-Min Yang) из Фуданьского университета совместно с коллегами из Великобритании и Китая исследовала останки, которые, вероятно, принадлежали императрице из рода Ашина — дочери Мукан-кагана (553–572 годы) и супруги императора государства Северная Чжоу У-ди (561–578 годы нашей эры). Известно, что она жила в 551–582 годах, а после смерти ее похоронили в мавзолее Сяо Лин, расположенном в современном городском округе Сяньян (провинция Шэньси). Радиоуглеродный показал, что изученные кости принадлежат человеку, умершему около 564–650 годов.

С помощью генетического анализа ученые решили выяснить, как связана императрица с другими древними и современными популяциями. Несмотря на плохую сохранность костей, им удалось прочитать полный геном с покрытием 0,2 раза. Это исследование подтвердило, что останки принадлежали женщине, которая к тому же оказалась носительницей митохондриальной гаплогруппы F1d, распространенной в Северо-Восточной Азии.

Метод главных компонент показал, что на графике генотип императрицы группируется вместе с современными носителями тунгусских и монгольских языков, некоторыми древними кочевыми племенами из этого же региона (сяньби, жужани, кидани и другими), а также с древними охотниками-собирателями с востока Монгольского плато и из Северо-Восточной Азии. К последним принадлежит условно выделяемая популяция древних северо-восточных азиатов (Ancient Northeast Asian, ANA), которая генетически связана с дальневосточными охотниками-собирателями из пещеры Чертовы Ворота (около 7,7 тысячи лет назад). F3-статистика подтвердила, что больше всего генетический профиль императрицы схож именно с древними северо-восточными азиатами.

Вместе с тем исследователи заметили, что в геноме императрицы присутствует примесь, связанная с популяциями из Западной Евразии. С помощью программного обеспечения они смоделировали происхождение этого индивида из двух компонент. Первая — это древние северо-восточные азиаты, представленные геномом индивида эпохи неолита с севера современной Монголии (96,1–97,7 процента). Вторая — западноевразийские предки, представленные в модели носителями афанасьевской археологической культуры (2,3–3,9 процента). По расчетам исследователей, смешение этих двух предковых компонент произошло примерно за 1566 ± 396 лет до времени жизни императрицы.

Далее молекулярные биологи решили выяснить, насколько генетический профиль императрицы близок к популяциям кочевников Центральной степи раннего железного века и эпохи Средневековья. Больше всего она оказалась генетически схожа с жужани, сяньби, кидани, а также мохэ. При этом уйгуры, карлуки, кимаки и некоторые другие популяции заметно отличались своим происхождением от императрицы. Ученые заключили, что генетический профиль императрицы из рода Ашина был ближе к современным носителям тунгусских и монгольских языков, чем к тюркоязычным популяциям.

Ранее на N + 1 рассказывали о том, как палеогенетики исследовали геномы людей IV–VIII веков, останки которых нашли в Карпатской котловине. Оказалось, что знатные авары, мигрировавшие в этот регион во второй половине VI века, происходили примерно на 90 процентов от древних северо-восточных азиатов. Наибольшее сходство их генетические профили продемонстрировали с индивидом из Жужаньского каганата, а также с сяньби и хунну.

Генетики прочитали ДНК сына и внука средневекового венгерского короля Матьяша Корвина