Анализ геномов из коллективного захоронения позднего неолита поведал о смешении мигрантов и местных

Ученые прочитали ДНК семи человек, живших в III тысячелетии до нашей эры на территории Франции

Палеогенетики прочитали ДНК людей из коллективного погребения III тысячелетия до нашей эры, раскопанного во Франции. Геномное исследование показало, что среди семи изученных людей присутствовали четыре близких родственника: мальчик, его мама и папа, а также бабушка. У женщин из этой группы отсутствовала примесь, связанная со степняками бронзового века, но была у обоих индивидов мужского пола. В частности, отец мальчика, по всей видимости, был сыном человека, примерно 70 процентов предков которого происходили из популяции степных скотоводов. Результаты исследования опубликованы в журнале Science Advances.

Генофонд большинства современных европейцев в основном сформировался благодаря смешению трех предковых популяций. Первая из них — это охотники-собиратели эпохи мезолита, предки которых заселили Европу еще в эпоху верхнего палеолита. Вторая популяция — это земледельцы и животноводы эпохи неолита, которые в VII тысячелетии до нашей эры мигрировали в эту часть света из Малой Азии, принеся с собой навыки ведения производящего хозяйства. Третья предковая популяция — это скотоводы раннего бронзового века, населявшие Понтийско-Каспийскую степь, которые около пяти тысяч лет назад распространили свои гены на запад.

Огузхан Парасаян (Oğuzhan Parasayan) из Университета Париж-Сите совместно со своими французскими коллегами представил результаты исследований коллективного захоронения, раскопанного в коммуне Бревьянд. Здесь в могильной яме археологи обнаружили останки семи человек: трех взрослых женщин возрастом 20–30, 20–39 и примерно 60 лет, взрослого мужчины 20–30 лет, а также трех детей, включая новорожденного. Радиоуглеродный анализ костей трех представителей этой группы показал, что они жили около 2700–2300 годов до нашей эры, то есть в эпоху позднего неолита.

Палеогенетики успешно прочитали ДНК всех семи индивидов и обнаружили, что часть этих людей связана между собой биологическим родством, отчасти подтверждая первоначальную гипотезу, что это семейное захоронение. Так, взрослая женщина 20–39 лет с митохондриальным гаплотипом T2c1 оказалась матерью новорожденной девочки. У мальчика, прожившего около четырех–восьми лет, нашлось сразу три близких родственника: мама, папа и бабушка по отцовской линии. Еще у одной ребенка — девочки примерно шести–десяти лет с митохондриальным гаплотипом V — близких биологических родственников в этой группе не оказалось.

Исследователи определили, что мальчик и его мама были носителями митохондриального гаплотипа K1b1a1, а его отец и бабушка — U5b1. Кроме того, и у ребенка, и у него отца, разумеется, был один гаплотип Y-хромосомы — R1b1a1b1a1a (R1b-L151). Дальнейшие исследования показали, что у всех женщин из этой группы отсутствовала предковая компонента, связанная со степными скотоводами бронзового века, зато она была у мальчика и его отца. Причем, по оценкам ученых, около 35 процентов предков взрослого мужчины происходили из популяции степняков. Учитывая, что эта примесь отсутствовала у его матери, значит, что доля степной предковой компоненты в геноме его отца (останки которого не найдены) достигала примерно 70 процентов. По данным ученых, это наиболее раннее свидетельство прибытия на территорию современной Франции мигрантов с востока.

Исследователи также проанализировали и другие геномы этой эпохи. В частности, они изучили 38 полных геномов представителей культуры шнуровой керамики, колоколовидных кубков, а также других древних европейцев со степным происхождением, которые жили в бронзовом веке. В 18 из них вклад степняков был значительно (как минимум на 20 процентов) выше на X-хромосомах, чем в среднем по аутосомам этих же людей. Это говорит о том, что женщины, происходившие из степи, реже заводили детей с мужчинами эпохи неолита, у которых отсутствовала степная предковая компонента, и наоборот — женщины без такой предковой компоненты чаще заводили детей с мужчинами, которые имели предков из степи. Эта разница также видна при анализе последовательностей Y-хромосом: только у 2 мужчин из 21, которые были представлены в проанализированной выборке, были гаплотипы, отличные от R1b1a1b1.

Ранее мы рассказывали, как ученые исследовали геномы одних из последних охотников-собирателей, живших на территории Франции. Тогда палеогенетики выяснили, что эти люди жили небольшими группами, но при этом избегали инбридинга.

В Польше нашли захоронение «ребенка-вампира»