Последние охотники-собиратели Франции избежали инбридинга

На это указал анализ десяти древних геномов

Палеогенетики прочитали геномы десяти охотников-собирателей эпохи позднего мезолита, которые жили на территории Франции примерно восемь—семь тысяч лет назад. Ученые выяснили, что эти люди жили небольшими группами, но при этом избегали близкородственного кровосмешения. Кроме того, они не нашли в генофонде этих охотников-собирателей вклада от неолитических земледельцев, которые в то время уже, возможно, проживали в соседних регионах. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

В конце эпохи верхнего палеолита и в эпоху мезолита на большей части Центральной и Западной Европы проживали люди, которые генетически объединяются в группу западноевропейских охотников-собирателей (WHG). Они распространились по этим регионам около 14 тысяч лет назад и оставили после себя такие культуры, как, например, азильская и федермессер. Однако в VII тысячелетии до нашей эры в Европу из Малой Азии мигрировали первые земледельцы и животноводы, которые достаточно быстро стали расселяться по этой части света, вытесняя и ассимилируя более древнее население.

Ученые продолжают изучать этот переходный этап в разных регионах. На этот раз исследователи из Португалии, Франции и Швеции во главе с Маттиасом Якобсоном (Mattias Jakobsson) из Уппсальского университета исследовали останки людей позднего мезолита, найденные на трех археологических памятниках, которые расположены на территории современной Франции. Так, кости одного человека раскопали на памятнике Мон-Сен-Пер (северо-восток Франции), трех — на острове Тевьек, шести — на острове Оэдик. Оба этих острова расположены у южного побережья Бретани.

Радиоуглеродный анализ показал, что исследованные люди жили примерно между восьмью и семью тысячами лет назад. Судя по изотопному составу азота и углерода, мезолитическое население, похороненное на островах, употребляло много морепродуктов. Так, доля белка из морепродуктов у людей с острова Оэдик составляла от 57 ± 9 до 78 ± 9 процентов, а у людей с острова Тевьек — от 38 ± 9 до 60 ± 13 процентов.

Палеогенетики секвенировали ДНК из всех десяти образцов и прочитали ядерные геномы со средней глубиной покрытия от 0,03 до 22,88 раза. Проанализировав эти последовательности, они выяснили, что эти люди близки к другим западноевропейским охотникам-собирателям. Ученые определили, что все они были носителями митохондриальной гаплогруппы U5 (U5a2, U5b, U5b1, U5b2 и U5b2b). А все пять исследованных мужчин из трех археологических памятников оказались представителями Y-хромосомной гаплогруппы I2a1 (L460). Ученые также определили, что, вероятно, большинство проанализированных геномов принадлежали темнокожим и голубоглазым людям, за исключением двух охотников-собирателей с острова Оэдик, кожа которых, вероятно, была светлой или промежуточной между светлой и темной.

Затем ученые проанализировали четыре генома из памятников Мон-Сен-Пер (n = 1), Тевьек (n = 1) и Оэдик (n = 2), которые были прочитаны достаточно качественно — со средней глубиной покрытия более 8,32 раза. Судя по длине и частоте протяженных участков гомозиготности, французские охотники-собиратели принадлежали к популяциям с небольшим эффективным размером. Однако они избегали близкородственного кровосмешения. При этом исследователи отметили, что, вероятно, эти люди жили в одно и то же время с первыми коллективами земледельцев и животноводов, добравшимися до территории современной Франции. Однако в генофонде охотников-собирателей вклада от этих пришельцев они не нашли.

Ранее мы рассказывали об исследовании ДНК 99 человек эпохи неолита, которых в V тысячелетии до нашей эры похоронили в одном могильнике, раскопанном во Франции. Проанализировав геномы этих людей, ученые выявили семь поколений родственников.

В Польше раскопали погребение знатной женщины вельбарской культуры