Биоархеологи определили рацион денисовки из Лаоса

В основном он состоял из пищи, добытой в саванне и открытом лесу

Биоархеологи исследовали зуб денисовской девочки, найденный в 2018 году в лаосской пещере Там-Нгу-Хао-2. Анализ изотопного состава показал, что ее рацион состоял в основном из растительной пищи и животных, добытых в саванне и открытом лесу. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.

Примерно 250–50 тысяч лет назад на территории Алтая проживали денисовцы. Впервые о них узнали, когда в 2010 году палеогенетики секвенировали древнюю ДНК из ногтевой фаланги мизинца ребенка, которую двумя годами ранее нашли в Денисовой пещере. Проанализировав геном этого человека, ученые выяснили, что он принадлежал ранее неизвестному виду или подвиду, существовавшему параллельно с людьми разумными (Homo sapiens) и неандертальцами (H. neanderthalensis). С тех пор исследователи идентифицировали среди находок из Денисовой пещеры еще несколько костей и зубов денисовцев, а также одной гибридной девочки, чьей мамой оказалась неандерталка.

Впоследствии ученые выяснили, что фрагмент нижней челюсти с двумя зубами, найденный в тибетской пещере Байшия (Сяхэ), также принадлежал денисовцу, жившему примерно 160 тысяч лет назад. Кроме того, в прошлом году стало известно, что в пещере Там-Нгу-Хао-2, расположенной в Лаосе, археологи обнаружили зуб архаичного гоминина. Ученые определили, что он принадлежал денисовской девочке возрастом 3,5–8,5 года, которая жила примерно 164–131 тысячу лет назад.

Анн-Мария Бэкон (Anne-Maria Bacon) из Университета Париж-Сите совместно с коллегами из Австралии, Вьетнама, Германии, Дании, Лаоса, США и Франции представила результаты нового исследования, посвященного условиям, в которых южные денисовцы добывали пищу. Для этого ученые обратились к анализу изотопного состава человеческого зуба из пещеры Там-Нгу-Хао-2, а также останков других древних млекопитающих. Они исходили из того, что денисовская девочка, несмотря на небольшой возраст, уже употребляла в пищу те же самые продукты, что и взрослые члены ее группы.

Проанализировав соотношение стабильных изотопов углерода в зубе денисовской девочки, исследователи выяснили, что ее рацион в основном состоял из растений и животных, добытых в открытых ландшафтах: в саваннах или на опушках леса. При этом рядом с местами обитания этих архаичных людей находились и густые леса, но, по-видимому, ресурсами этого биотопа они не пользовались (или практически не пользовались).

Ученые отметили, что, вероятно, схоже вели себя и люди прямоходящие (H. erectus), обитавшие на острове Ява. При этом исследователи указали на то, что сапиенсы из пещеры Там-Па-Линг, которая находится в непосредственной близости от памятника Там-Нгу-Хао-2, около 46 тысяч лет назад вели себя иначе и адаптировались к добыче пищи в тропическом лесу. Возможно, экологическая пластичность представителей нашего вида была одним из эволюционных преимуществ перед другими гомининами.

Ранее на N + 1 рассказывали, как в пещере Там-Па-Линг обнаружили 70-тысячелетний фрагмент лобной кости, принадлежавший человеку разумному. Кроме того, здесь же нашли часть большеберцовой кости, которая может указывать на то, что люди современного анатомического типа добрались до Юго-Восточной Азии даже еще раньше.

Палеогенетики прочитали полный митохондриальный геном древнего малярийного плазмодия