Окаменелость нашли в пещере Там-Па-Линг
Археологи и палеоантропологи представили результаты исследования фрагментов лобной и большеберцовой костей, обнаруженных в лаосской пещере Там-Па-Линг. Анализ фрагмента черепа позволил заключить, что он принадлежал человеку разумному (Homo sapiens), оказавшемуся на юго-востоке Азии около 70 тысяч лет назад. Если же часть большеберцовой кости также принадлежала сапиенсу и датировки верны, то время появления людей современного вида в этом регионе может сдвинуться даже до 86 тысяч лет. Препринт выложен на сервисе Research Square.
Обновлено: 13 июня 2023 года статья опубликована в журнале Nature Communications.
В 2009 году в пещере Там-Па-Линг, расположенной на северо-востоке Лаоса, археологи обнаружили фрагменты человеческого черепа эпохи позднего плейстоцена. Эта находка оказалась крайне важной для понимания времени появления первых людей современного анатомического типа в Юго-Восточной Азии. Комбинация разных методов датирования позволила установить, что обнаруженные окаменелости принадлежали человеку, жившему между 63 и 46 тысячами лет назад.
За время раскопок археологи нашли в пещере останки нескольких индивидов и пришли к выводу, что это самые ранние свидетельства пребывания людей современного анатомического типа в материковой части Юго-Восточной Азии. Более древние находки с островов известны из индонезийской пещеры Лида-Аджер, где нашли зубы человека, оказавшегося на Суматре около 73–63 тысяч лет назад. Кроме того, несколько лет назад появились свидетельства того, что человек мог добраться до Австралии уже 65 тысяч лет назад.
Сара Фрейдлин (Sarah Freidline) из Университета Центральной Флориды совместно с коллегами представила результаты исследования человеческих останков, найденных в самых глубоких слоях отложений пещеры Там-Па-Линг. Обнаруженные кости представляют собой фрагмент лобной кости (TPL-6) и часть большеберцовой кости (TPL-7). Последняя представляет собой небольшой и малоинформативный фрагмент, найденный в 2018 году, максимальная длина которого составляет 98 миллиметров. Лобная же кость TPL-6, судя по морфологии, принадлежала представителю H. sapiens. На графике, построенном с помощью метода главных компонент, она группируется вместе с несколькими индивидами эпохи голоцена и позднеплейстоценовыми находками из японского местонахождения Минатогава.
Чтобы определить возраст отложений, где были обнаружены антропологические останки, ученые прибегли к методам оптического датирования, а также получили датировки зубов млекопитающих из тех же слоев с помощью комбинации методов электронного парамагнитного резонанса и урановых серий. Полученные даты исследователи объединили с помощью байесовского моделирования. В результате они пришли к выводу, что кость TPL-6 датируется примерно 70 ± 3 тысячи лет, а TPL-7 — около 77 ± 9 тысяч лет.
Ученые полагают, что обнаруженная лобная кость позволяет сделать вывод о ее принадлежности к грацильной популяции H. sapiens, прибывшей в Юго-Восточную Азию из Африки и/или с Ближнего Востока. Возраст TPL-6, составляющий около 67–73 тысяч лет, позволил им предположить, что этот индивид мог относиться к популяции, вышедшей из Африки до основной волны расселения и не оставившей генетического наследства в более позднем населении. Если же фрагмент большеберцовой кости TPL-7 также принадлежал сапиенсу, то свидетельства пребывания человека в пещере Там-Па-Линг охватывают еще более продолжительный период максимум до 86 тысяч лет назад.
Ранее на N + 1 рассказывали об исследовании двух человеческих моляров и 76 зубов животных, обнаруженных в пещерах Там-Па-Линг и Нам-Лот. Анализ изотопов цинка показал, что древний человек питался продуктами растительного и животного происхождения, которые он добывал в тропических лесах. Он потреблял меньше костного мозга, чем гиены, но больше мясной пищи, чем орангутаны и кабаны
Палеоантропологи впервые обнаружили останки денисовца вне пещер Денисовой и Байшия. Находка представляет собой зуб девочки, жившей около 131–164 тысячи лет назад. Моляр был найден во время раскопок в лаосской пещере, а его принадлежность к денисовцам была впервые определена на основании морфологии. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Nature Communications.