Миграцию шести миллионов антилоп между Южным Суданом и Эфиопией назвали самой масштабной среди крупных млекопитающих

Ранее считалось, что в ней участвуют лишь 1,3 миллиона особей

Зоологи из природоохранной организации African Parks зафиксировали самую масштабную миграцию крупных млекопитающих в мире. В ней участвует почти шесть миллионов антилоп четырех видов, которые путешествуют между Южным Суданом и Эфиопией в поисках подходящих пастбищ. Это почти в три раза больше численности гну, зебр и других травоядных, мигрирующих между Кенией и Танзанией. Как отмечается в пресс-релизе African Parks, ранее считалось, что в миграциях копытных из Южного Судана участвуют всего около 1,3 миллиона особей.

Многие крупные млекопитающие регулярно совершают миграции в поисках пищи, воды и подходящих мест для размножения. Предполагается, что самая масштабная из них происходит в Восточной Африке, между Кенией и Танзанией. В ней участвуют около двух миллионов голубых гну (Connochaetes taurinus), саванных зебр (Equus quagga) и других копытных, которые перемещаются на новые пастбища вслед за дождями, чтобы покормиться свежей травой.

Однако зоологам из природоохранной организации African Parks удалось зафиксировать миграцию, которая затмевает восточноафриканскую по масштабам. С 28 апреля по 15 мая 2023 года исследователи оценивали численность животных в национальных парках Бандингило и Бома на юго-востоке Южного Судана. На двух самолетах они облетели территорию площадью 122774 квадратных километра (что примерно соответствует площади Оренбургской области), раз в две секунды фотографируя местность с помощью автоматической камеры. При этом некоторые участки национальных парков были обследованы впервые.

В общей сложности сотрудники African Parks сделали около 330000 снимков, на многих из которых были запечатлены огромные стада травоядных млекопитающих. Проанализировав полученные изображения с помощью компьютера (эта часть работы была выполнена в сотрудничестве с выпускниками Университета Джубы), исследователи насчитали на них чуть менее шести миллионов особей. В основном это были антилопы четырех видов: около пяти миллионов кобов (Kobus kob), 350000 монгалльских газелей (Eudorcas albonotata), 300000 тиангов (Damaliscus lunatus tiang) и 160000 обыкновенных редунок (Redunca redunca). Кроме того, зоологи запечатлели, хотя и в намного меньшем количестве, представителей других видов: жирафов (Giraffa camelopardalis), африканских буйволов (Syncerus caffer), саванных слонов (Loxodonta africana) и львов (Panthera leo).

По словам исследователей, многочисленные кобы и другие антилопы, которых они повстречали в парках Бандингило и Бома, каждый год мигрируют с юго-запада на северо-восток и обратно, перемещаясь между Южным Суданом и регионом Гамбела в Эфиопии в поисках лучших пастбищ. Во время путешествий они пересекают реку Белый Нил. Несмотря на то, что о миграции антилоп в этом регионе известно уже довольно давно, ранее предполагалось, что в ней участвуют всего около 1,3 миллиона животных. Новые оценки увеличивают это число примерно в четыре с половиной раза.

Таким образом, миграцию антилоп в Южном Судане и Эфиопии можно считать самой масштабной в мире миграцией крупных млекопитающих. По численности участвующих животных она почти в три раза превосходит восточноафриканскую. При этом абсолютный рекорд по масштабам миграций среди млекопитающих принадлежит пальмовым крыланам (Eidolon helvum): каждый год с октября по декабрь около десяти миллионов этих рукокрылых собираются в национальном парке Касанка в Замбии.

Исследователи также отследили перемещения более 250 животных разных видов из парков Бандингило и Бома с помощью ошейников с GPS-передатчиками. В результате выяснилось, что кобы, самые многочисленные местные обитатели, мигрируют примерно на 2000 километров. Это меньше 3200-километровых миграций северных оленей (Rangifer tarandus) с Аляски, однако сравнимо с расстояниями, которые преодолевают гну, зебры и другие травоядные в Восточной Африке.

По словам сотрудников African Parks, они были удивлены столь высокой численностью крупных травоядных в Южном Судане, который пережил десятилетия гражданских войн, этнических конфликтов и голода. Сейчас страна остается небезопасной для туристов, однако исследователи надеются, что в будущем масштабные миграции местных травоядных смогут привлечь сюда множество любителей природы и тем самым подстегнут развитие местной экономики.

Ранее мы рассказывали, как зоологи с помощью GPS-передатчика отследили перемещения самки дзерена (Procapra gutturosa) из Восточной Монголии. Оказалось, что за пять лет она преодолела расстояние более чем в 18000 километров. Вместо того чтобы мигрировать по постоянным маршрутам, как некоторые другие копытные, она постоянно меняла места отела и зимовки и двигалась непредсказуемыми путями.

Самым маленьким в мире слонам присвоили статус вымирающих