Недоношенный ребенок из гроба епископа Винструпа оказался сыном его дочери

Генетики определили это, уточнив последовательности их ДНК

Палеогенетики уточнили, в каком родстве находился живший в XVII веке шведско-датский епископ Педер Винструп и недоношенный ребенок, обнаруженный в его гробу. Для этого ученые повысили качество прочтения их геномов и более детально изучили последовательности половых хромосом. По всей видимости, останки принадлежали сыну Анны-Марии, родной дочери епископа. Результаты исследования опубликованы в журнале Heritage.

В Лундском соборе хранится саркофаг известного шведско-датского епископа и богослова Педера Педерсена Винструпа, родившегося в 1605 году и умершего в конце 1679 года. В 2012 году ученые решили всесторонне изучить мумифицированные останки этого человека, а также остальное содержимое его гроба. К удивлению исследователей, они нашли в гробу останки второго индивида — недоношенного ребенка, родившегося на пятом или шестом месяце беременности. Это вызвало дискуссию относительно того, были ли эти два человека связаны друг с другом.

Генетический анализ показал, что останки принадлежали мальчику, который находился во второй степени родства с Винструпом. Это значит, что они приходились друг другу или братьями, у которых общий был только один из родителей, или дядей и племянником, или дедом и внуком. Анализ митохондриальной ДНК показал, что эти люди происходили от разных женщин: епископ был носителем митохондриальной гаплогруппы H3b7, а ребенок — U5a1a1. При этом они принадлежали к одной и той же Y-хромосомной гаплогруппе R1b1b1a2a1a2 (возможно, к разным линиям, но тогда низкое качество прочтения не позволило сделать однозначных выводов). Изучив родословную Винструпа, исследователи пришли к выводу, что мальчик был внуком епископа, а одним из родителей ребенка — его дочь Анна-Мария или сын Педер.

Мая Кшевинская (Maja Krzewinska) из Палеогенетического центра в Стокгольме совместно с коллегами из США и Швеции уточнила предварительные выводы, сделанные в ходе прошлого анализа ДНК этих людей. Они добились этого, улучшив качество прочтения геномов: средняя глубина покрытия генома взрослого человека составила 0,78 раза, а ребенка — 0,98.

Среди прочего, ученые более точно прочитали последовательности Y-хромосом этих людей. Оказалось, что они принадлежали к разным линиям: R1b1a1b1a1a2a1a1a1a1 и R1b1a1b1a1a2a1a2. Это говорит о том, что епископ и ребенок не были прямыми родственниками по мужской линии, а значит: они связаны родством через Анну-Марию, которая, похоже, умерла во время родов в 1684 году, то есть через пять лет после Винструпа. Более детальный анализ последовательностей X-хромосом также подтвердил, что, по всей видимости, генетически эти люди связаны через женщину.

Кроме того, исследователи провели метагеномный анализ образцов, чтобы выявить в останках этих людей ДНК патогенных микроорганизмов. Однако в изученных образцах ее не оказалось. При этом ранее ученые с помощью компьютерной томографии и анализ ДНК образца, извлеченного из легкого, показали, что епископ страдал от туберкулеза.

Интересные результаты порой дают и другие исследования мумифицированных людей, личность которых удалось выяснить. Например, ранее на N + 1 рассказывали об Анне Катарине Бишофф — родственнице британского политика Бориса Джонсона, которая в XVIII жила в Базеле. Генетический анализ показал, что она болела нетубекулезным микобактериозом.

Похороненных в обнимку древних людей назвали матерью и дочерью