У мумифицированной родственницы Бориса Джонсона нашли нетуберкулезный микобактериоз

Женщина по имени Анна Катарина Бишофф жила в XVIII веке

Ученые из Италии и Швейцарии повторно исследовали мумию Анны Катарины Бишофф – родственницы британского политика Бориса Джонсона, жившей в XVIII веке. Генетический анализ показал, что она пострадала от нетуберкулезного микобактериоза. При этом ранее диагностированный сифилис у этой женщины ученые поставили под сомнение, однако полностью исключать это венерическое заболевание они не стали. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале BMC Biology.

В 1975 году во время реставрационных работ в францисканской церкви Барюссер, расположенной в швейцарском Базеле, археологи обнаружили мумифицированные останки женщины. Ее похоронили в еловом гробу неподалеку от алтаря, что свидетельствует о высоком статусе этого человека при жизни. Дальнейшие исследования показали, что пожилая дама была небольшого роста (около 142 сантиметров) и полного телосложения.

В 2018 году ученые сообщили, что им удалось установить личность этой женщины. Ей оказалась Анна Катарина Бишофф, родившаяся в 1719 году в Страсбурге и умершая в 1787 году в Базеле в возрасте 68 лет. Она была женой священника и имела семерых детей, из которых выжили лишь двое. Исследование родословной Бишофф показало, что одним из ее потомков является бывший премьер-министр Великобритании Борис Джонсон. Кроме того, недавно генетикам удалось найти еще трех ныне живущих родственников этой женщины.

В ходе прошлых исследований ученые обнаружили высокое содержание ртути в тканях Бишофф. Предполагалось, что это может быть связано с использованием ртути при мумификации тела умершей. Альтернативный сценарий предусматривал использование этого ядовитого вещества в качестве лекарства, например, при лечении сифилиса. Это предположение впоследствии дополнительно подтвердили с помощью компьютерной томографии и гистологического анализа, хотя результаты последнего оставались ненадежными.

Мохаммед Сархан (Mohammed Sarhan) из Института изучения мумий в Больцано совместно с коллегами из Италии и Швецарии провел новое исследование останков Анны Катарины Бишофф. Генетический анализ подтвердил, что она была носителем митохондриального гаплотипа U5a1+!16192, о чем сообщалось ранее. При этом метагеномный анализ различных тканей умершей не выявил ДНК бледной трепонемы (Treponema pallidum), что стоило ожидать, если бы она болела сифилисом.

В то же время при изучении головного мозга Бишофф ученые обнаружили высокую концентрацию ДНК бактерий из семейства Mycobacteriaceae. Более того, токсикологический анализ свидетельствовал о том, что самая высокая концентрация ртути была именно в головном мозге этой женщины. Дальнейшее исследование показало, что обнаруженная ДНК микробов принадлежала нетуберкулезным микобактериям из рода Mycolicibacterium, которые, судя по всему, и вызвали инфекцию.

Исследователи предложили два сценария, объясняющих состояние здоровья Бишофф. Согласно первому, Анна Катарина сначала болела сифилисом, от которого вылечилась не без помощи ртути, что может объяснять отсутствие ДНК бледной трепонемы в ее тканях. Впоследствии же она заболела нетуберкулезным микобактериозом. Согласно второму сценарию, она страдала от нетуберкулезного микобактериоза, симптомы которого были похожи на проявления сифилиса, поэтому ее лечили ртутью. Однако из-за генов устойчивости бактериям Mycolicibacterium удалось выжить. Первый сценарий подтверждается результатами палеорадиологического исследования, в ходе которого ученые заметили поражения костей черепа и ребер. Но его не удалось подтвердить на молекулярном уровне, который свидетельствует в пользу второго сценария.

Ранее на N + 1 рассказывали об исследовании мумии «Золотого мальчика», которую археологи обнаружили в Египте больше ста лет назад. Компьютерная томография показала, что останки принадлежали мальчику 14–15 лет, которого похоронили в IV–I веках до нашей эры вместе с 49 амулетами. Судя по всему, 30 артефактов были изготовлены из золота.

Генетики нашли трех живых родственников швейцарской мумии