Возможно, один из них принадлежал уже известной особи
Палеоантропологи исследовали два зуба, которые несколько лет назад обнаружили в Олдувайском ущелье. Они пришли к выводу, что, вполне возможно, обе находки представляют собой остатки парантропов. Причем один из зубов мог принадлежать той же особи, чьи кости и зубы нашли еще в конце 1960-х годов. Об этом сообщается в статье, опубликованной в Journal of Human Evolution.
Между 2,4 и 1,3 миллиона лет назад на территории Восточной Африки обитали парантропы Бойса (Paranthropus boisei) — вид ископаемых массивных австралопитеков, изначально описанный в середине прошлого века под названием зинджантроп. Поводом для выделения этого таксона послужил череп так называемого Щелкунчика («Nutcracker Man»), обнаруженный в Олдувайском ущелье, которое находится в современной Танзании. В настоящее время остатки парантропов Бойса известны не только из Танзании, но и из Эфиопии, а также Кении. В первую очередь находки представляют собой целые и фрагментарные черепа, нижние челюсти, изолированные зубы, при этом кости остальной части скелета этих существ — редкость.
Алессандро Рига (Alessandro Rigа) из Флорентийского университета совместно с коллегами из Германии, Испании, Италии, Танзании и Франции сообщил о результатах новых исследований материалов из Олдувайского ущелья. В 2019 и 2021 годах ученые обнаружили на разных участках этой местности два зуба, которые принадлежали древним гомининам. Один из них (OH-92), судя по цвету окаменелости, возможно, происходил из того же самого слоя, где много лет назад нашли фрагментарный скелет OH-80, который принадлежал жившему около 1,34 миллиона лет назад парантропу Бойса. Второй зуб (OH-30B) обнаружили рядом с тем местом, где еще в 1969 году нашли остатки другого парантропа OH-30, который жил около 1,8–1,7 миллиона лет назад.
Ученые сделали микрокомпьютерную томографию зубов, построили их цифровые модели, а затем сравнили их по разным параметрам с зубами представителей трех родов: людей (Homo), парантропов (Paranthropus) и австралопитеков (Australopithecus). Проведенный анализ показал, что и образец OH-30B, и OH-92 представляли собой коронки нижних правых моляров. В первом случае, возможно, это фрагмент первого коренного зуба, а во втором — второго или третьего. Из данных исследователей следует, что зуб OH-30B можно достаточно уверенно идентифицировать в качестве остатков парантропа, в то время как зуб OH-92 попадает в пределы изменчивости и парантропов, и грацильных австралопитеков. Однако, учитывая вероятный возраст OH-92 и прошлые находки из Олдувайского ущелья, скорее всего, и второй зуб принадлежал парантропу.
Отдельно палеоантропологи остановились на том факте, что зуб OH-30B нашли всего в нескольких метрах от того места, где чуть больше полвека назад обнаружили зубы и фрагменты черепа молодого парантропа OH-30. По мнению исследователей, это обстоятельство и схожесть строения зубов позволяет предположить, что, вполне вероятно, они принадлежали одной и той же особи. Кроме того, ученые подчеркнули, что образцы существенно расширяют коллекцию коренных зубов парантропов Бойса из Олдувайского ущелья, среди находок из которого ранее было известно лишь три моляра: OH-26, OH-30 и OH-38.
Недавно ученые описали остатки самого позднего парантропа Бойса из Кении. Окаменелости возрастом около 1,4 миллиона лет обнаружили еще в 2002 году в местности Кооби-Фора.
Он жил примерно семь тысяч лет назад
Палеогенетики проанализировали геном представителя дарквети-мешоковской культуры, жившего около 5000–4800 годов до нашей эры на Северном Кавказе. Ученые определили происхождение этого человека, а также обнаружили, что первые земледельцы и животноводы региона внесли свой генетический вклад в население хвалынской культуры, которая существовала в более северных степях. Исследователи предположили, что, возможно, не только культурные связи, но и брачные союзы способствовали распространению сельского хозяйства в Поволжье. Об этом они пишут в статье, опубликованной в журнале iScience.