Палеоантропологи описали новый подвид южноафриканских парантропов

И предложили пересмотреть систематику гоминин

Палеоантропологи описали новый подвид южноафриканских парантропов, получивший название Paranthropus robustus ukusa. Поводом для выделения этого таксона послужили находки возрастом около двух миллионов лет, сделанные на памятнике Дримолен. Кроме того, ученые предложили пересмотреть подход к систематике ранее описанных видов и родов гоминин. Результаты проделанной работы опубликованы в журнале Evolutionary Anthropology.

В настоящее время широко признаны три вида парантропов (массивных австралопитеков). В Восточной Африке ученые выделили более древних эфиопских парантропов (Paranthropus aethiopicus), живших около 2,7–2,3 миллиона лет назад, а также их потомков — парантропов Бойса (Paranthropus boisei), существовавших между 2,4 и 1,3 миллиона лет назад. Находки из Южной Африки обычно приписывают только одному виду — массивным парантропам (Paranthropus robustus), обитавшим в этом регионе примерно 2,2–1 миллион лет назад.

В 2020 году палеоантропологи описали почти целый череп массивного парантропа DNH-155, обнаруженный в южноафриканском комплексе пещер Дримолен (сейчас фактически это огромная яма). Он принадлежал взрослой особи мужского пола, которая жила около 2,04–1,95 миллиона лет назад. Тогда ученые отметили, что по морфологии этот череп заметно отличался от более молодых останков парантропов из Южной Африки. Например, это проявлялось в расположении сагиттального гребня, форме надбровных дуг, сильно выступающих вперед челюстях и прочих признаках. Исследователи предположили, что череп из Дримолена представлял собой останки ранней формы южноафриканских парантропов, но выделять отдельный вид древних гоминин они не стали.

Джесси Мартин (Jesse Martin) из Университета Ла Троба совместно с коллегами из Австралии и ЮАР опубликовали статью, в которой, среди прочего, подняли вопрос о систематике южноафриканских парантропов. По мнению ученых, более молодых представителей этого вида, найденных, например, на памятнике Сварткранс, стоит относить к подвиду Paranthropus robustus robustus, а их более древних предков из Дримолена — к подвиду P. r. ukusa. В качестве подвидового названия они выбрали зулусское слово, которое означает «рассвет». Голотипом для нового таксона послужил уже упомянутый череп DNH-155, обнаруженный летом 2018 года. В качестве паратипов ученые указали череп с нижней челюсти DNH-7, обнаруженный в Дримолене в 1992 году и прозванный «Эвридика», а также черепную крышку DNH-152 из этого же местонахождения.

Ученые не остановились на описании нового подвида парантропов и предложили изменить устоявшийся подход к систематике гоминин, исходя из концепции единого вида. По их мнению, наиболее ранних известных гоминин стоит относить к виду ардипитек рамидус (Ardipithecus ramidus), в котором они выделили два подвида: ардипитек рамидус рамидус (A. r. ramidus) и ардипитек рамидус чадский (A. r. tchadensis), который в общепринятой классификации именуется сахелантроп чадский (Sahelanthropus tchadensis). Оррорин тагенский (Orrorin tugenensis) — один из древнейших известных гоминин — пока, по мнению палеоантропологов, не может попасть в предложенную схему из-за фрагментарности находок. По той же причине ученые не рассматривали такие таксоны, как ардипитек кадабба (Ardipithecus kadabba), австралопитек бахр-эль-газальский (Australopithecus bahrelghazali), австралопитек дейремеда (Australopithecus deyiremeda) и человек лусонский (Homo luzonensis).

Австралопитеков из Восточной Африки исследователи объединили в вид афарских австралопитеков (Australopithecus afarensis), к которому принадлежала знаменитая самка по прозвищу Люси (подробнее о ней читайте в материале «Звезда плиоценового периода»). Этот таксон в свою очередь они разделили на три подвида: австралопитек афарский афарский (A. a. afarensis), австралопитек афарский анамский (A. a. anamensis) и австралопитек афарский гари (A. a. garhi). Представителей этого рода из Южной Африки они объединили в вид африканских австралопитеков (Australopithecus africanus), который в их классификации представлен двумя подвидами: австралопитек африканский африканский (A. a. africanus) и австралопитек африканский седиба (A. a. sediba). При этом кениантроп плосколицый (Kenyanthropus platyops), по мнению палеоантропогов, заслуживает отдельного родового статуса.

Как и южноафриканских парантропов, восточноафриканских представителей этого рода исследователи предложили считать одним видом — парантропом Бойса (Paranthropus boisei), который делится на более древний подвид парантроп Бойса эфиопский (Paranthropus boisei aethiopicus) и более поздний подвид парантроп Бойса Бойса (P. b. boisei). Остальные предложенные таксоны относились к роду Homo. Статус вида, по мнению ученых, заслуживают: человек умелый (H. habilis), человек рудольфский (H. rudolfensis), человек прямоходящий (H. erectus), человек гейдельбергский (H. heidelbergensis), человек флоресский (H. floresiensis), человек из Диналеди (H. naledi), неандерталец (H. neanderthalensis) и человек разумный (H. sapiens). Человека прямоходящего они разделили на два подвида: человек прямоходящий прямоходящий (H. e. erectus) и человек прямоходящий грузинский (H. e. georgicus). В рамках вида человек разумный ученые предложили выделять подвид человек разумный разумный (H. s. sapiens) и человек разумный хельмеи (H. s. helmei).

По мнению ученых, выделять новые таксоны необходимо только в том случае, если существует достаточное количество доказательств, что они не принадлежали к более древним или более поздним популяциям в рамках уже описанных родов, видов и подвидов. Исследователи подчеркнули, что допускают существование большего количества видов, чем они выделили, и понимают, что другие палеоантропологи не согласятся с предложенной классификацией. Однако они поощряют дебаты вокруг родословной человечества.

В прошлом году другой исследовательский коллектив заявил, что обнаружил погребения и наскальное искусство у людей из Диналеди. Однако с этим не согласились другие археологи и палеоантропологи. Подробнее об этом читайте в нашем блоге «Отмена Ли?».

Примерно две трети детей алтайских андроновцев не дожили до 15 лет