Homo naledi лишили погребений и искусства

Археологи и антропологи раскритиковали утверждения Ли Бергера

Палеоантрополог Мария Мартинон-Торрес (Maria Martinon-Torres) из Национального исследовательского центра эволюции человека в Бургосе совместно с коллегами из Австралии, Испании и ЮАР раскритиковала препринты и заявления, в которых утверждалось, что Homo naledi хоронили своих умерших сородичей, пользовались огнем и создали на стенах пещерной системы Райзинг Стар произведения искусства. Ученые не нашли убедительных аргументов в пользу того, что раскопанные на этом памятнике скопления костей можно считать преднамеренными захоронениями. Они также отметили, что принятые за настенные изображения линии и фигуры похожи на следы когтей животных и результаты естественных геологических процессов. Кроме того, пока неопубликованные результаты радиоуглеродного анализа не согласуются с утверждением о том, что H. naledi пользовались огнем в пещере. Статья с критикой опубликована в Journal of Human Evolution.

В конце прошлого года известный палеоантрополог Ли Бергер (Lee Berger) заявил, что его команда обнаружила в южноафриканской пещерной системе Райзинг Стар многочисленные свидетельства использования огня H. naledi. Однако эти сообщения не подкреплялись публикацией материалов в рецензируемых издания. Вместо этого в первые дни июня его коллектив выложил сразу три препринта в репозитарий biorXiv.org и на сайт журнала eLife, в которых утверждалось, что исследователи обнаружили три погребения H. naledi, а также многочисленные произведения искусства — разного рода линии и знаки на стенах пещеры. Рецензенты не согласились с выводами Бергера и коллег, а многие археологи и палеоантропологи выступили в СМИ и социальных сетях с жесткой критикой этого коллектива. Подробно об этом читайте в нашем блоге «Отмена Ли?».

Отмена Ли?