Скорость гулявших по вулканическому пеплу австралопитеков оценили примерно в 2,88 километра в час

Испанские ученые вновь изучили цепочки следов из местности Лаэтоли

Испанские ученые исследовали следы ног древних гоминин, прогулявшихся по вулканическому пеплу на территории современной Танзании около 3,66 миллиона лет назад. Исходя из длины стоп, они рассчитали рост пяти особей, которые, вероятно, были афарскими австралопитеками. Он находился в интервале от 1,2 до 1,7 метра. Кроме того, ученые рассчитали вероятную скорость, с которой они передвигались. Похоже, в среднем она составляла около 0,8 метра в секунду (примерно 2,88 километра в час). Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Ichnos.

На севере Танзании находится местность Лаэтоли, которая хорошо известна людям, которые интересуются происхождением человечества. Здесь еще в 1935 году антропологи Луис и Мэри Лики (Louis and Mary Leakey) нашли зуб первого в Восточной Африке плиоценового гоминина — афарского австралопитека (Australopithecus afarensis), то есть вида, к которому относится знаменитая самка Люси (подробнее о ней в материале «Звезда плиоценового периода»). Правда, определить видовую принадлежность этой находки удалось спустя много лет.

Хотя этот зуб оказался далеко не единственной находкой останков ископаемых гоминин в Лаэтоли, более известна эта местность благодаря многочисленным древним следам, отпечатавшимся в вулканическом пепле. В 1976 году Питер Джонс (Peter Jones) и Филип Лики (Philip Leakey) открыли здесь местонахождение Лаэтоли A, которое в общей сложности включает 18400 следов, оставленных около 3,66 миллиона лет назад разными видами животных. Среди них оказались и двуногие пешеходы — долгое время предполагалось, что эти следы оставил медведь, который прошелся на задних лапах. Однако в недавней работе ученые показали, что отпечатки принадлежали неизвестному гоминину, который жил в одно время с афарскими австралопитеками.

Вскоре, в 1978 году, неподалеку ученые открыли еще одно местонахождение — Лаэтоли G, содержащее тройную цепочку следов, однозначно оставленных прямоходящими гомининами — вероятно, афарскими австралопитеками. Впоследствии следы подобных существ были найдены и на другом участке — Лаэтоли S. В частности, исследования следов из Лаэтоли позволили сделать вывод, что современная человеческая походка появилась у гоминин еще до возникновения рода Homo.

Хавьер Руиз (Javier Ruiz) из Мадридского университета Комплутенсе совместно с испанскими коллегами вернулся к исследованию следов гоминин из местонахождений Лаэтоли G и S. В первом находятся цепочки следов, оставленные тремя особями, которые обозначаются как G1, G2 и G3. В местонахождении S присутствуют следы двух гоминин — S1 и S2. Причем в случае местонахождения Лаэтоли G следы особи G3 во многом накладываются на следы особи G2, что затрудняет их исследование.

Чтобы рассчитать рост древних гоминин, прогулявшихся по вулканическому пеплу, ученые решили обратиться к пропорциям тела частично сохранившегося скелета другого афарского австралопитека — Люси, чей рост по последним оценкам составлял 1,106 метра при массе тела около 20,4 килограмма (13,5–30,9 килограмма при доверительном интервале 95 процентов). Кроме того, в одной из недавних работ исследователи на основе экспериментальных данных разработали методику оценки длины стоп древних гоминин, исходя из отпечатков следов.

Исходя из усредненных длин стоп, ученые рассчитали рост древних гоминин из Лаэтоли. По их данным, рост особи G1 составлял примерно 1,2 метра, особей G3 и S2 — около 1,4–1,5 метра, а особей G2 и S1 — приблизительно 1,5–1,7 метра. Затем, рассчитав длину нижних конечностей и среднюю длину шага изучаемых особей, ученые решили выяснить скорость, с которой передвигались эти австралопитеки. Оказалось, что скорость гоминин G1 и G3 равнялась примерно 0,76–1,05 и 0,72–0,99 метра в секунду соответственно. Скорость гоминина G2 — около 0,57–0,83 метра в секунду. В среднем для всех трех особей они оценили среднюю скорость примерно в 0,8 метра в секунду (около 2,88 километра в час). Особь S1 передвигалась чуть быстрее — между 0,95 и 1,39 метра в секунду.

По мнению ученых, гоминины G2 и S1 были взрослыми самцами. Похоже, что и особи G3 и S2 также были самцами. В то время как пятая, самая маленькая особь G1, видимо, была самкой или подростком. К такому выводу исследователи пришли, исходя из рассчитанного роста древних гоминин.

Ранее на N + 1 рассказывали о расчетах скорости гораздо более древних представителей фауны — динозавров вида Dilophosaurus wetherilli. Американский физик выяснил, что в забеге на короткой дистанции этот динозавр явно бы уступил знаменитому легкоатлету Усейну Болту.

Неизвестный гоминин прогулялся по вулканическому пеплу 3,66 миллиона лет назад