Фрагмент челюсти возрастом два миллиона лет приписали эректусу

Это был один из древнейших представителей вида

Ученые повторно исследовали фрагмент детской нижней челюсти, найденный в 1981 году на эфиопском комплексе стоянок Мелка-Контуре. Они пришли к выводу, что она принадлежала человеку прямоходящему, жившему около двух миллионов лет назад, то есть это одни из древнейших останков, приписываемых этому виду. Кроме того, исследователи установили, что на этой территории произошел быстрый переход от создания олдованских (олдувайских) орудий к ашельским. Возраст последних, по их данным, составляет около 1,95 миллиона лет. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Science.

Примерно в 50 километрах от города Аддис-Абеба (Эфиопия) находится комплекс стоянок и местонахождений эпохи палеолита Мелка-Контуре, открытый еще в 1963 году. Здесь на высоте более двух тысяч метров исследователи выявили большое количество археологических памятников, самые древние из которых относятся к нижнему палеолиту и содержат артефакты олдованской (олдувайской) культуры. В одном слое с последними на стоянке Гарба IV в 1981 году археологи обнаружили фрагмент нижней челюсти, принадлежавшей ребенку примерно трех—пяти лет. При этом до сих пор не было единого мнения относительно того, к какому виду принадлежал этот человек. В разное время исследователи идентифицировали его как человека умелого (Homo habilis), человека рудольфского (H. rudolfensis), человека работающего (H. ergaster) и человека прямоходящего (H. erectus).

Маргерита Мусси (Margherita Mussi) из Римского университета Ла Сапиенца совместно с коллегами из Великобритании, Германии, Испании, Италии, Танзании и Франции вновь исследовала находки, сделанные на стоянке Гарба IV. Ученые отметили, что, по современным оценкам, возраст детской нижней челюсти из этого памятника составляет примерно два миллиона лет.

С помощью синхротронной визуализации палеоантропологи получили изображение непрорезавшихся постоянных зубов этого человека и изучили особенности строения эмалево-дентинной границы двух премоляров и одного моляра, а также сравнили морфологию этих зубов с другими находками. По заключению исследователей, фрагмент нижней челюсти принадлежал человеку прямоходящему, причем одному из древнейших известных представителей этого вида.

По мнению ученых, полученные результаты свидетельствуют в пользу того, что эректусы первыми из рода Homo заселили земли, расположенные на высоте более двух тысяч метров. Более того, похоже, что в этой местности они достаточно быстро перешли от производства олдованских орудий к изготовлению ранних ашельских артефактов. Их обнаружили в отложениях памятника Гарба IV, лежащих выше слоя, в котором нашли фрагмент челюсти и олдованские артефакты. Возраст ашельских предметов ученые оценивают в 1,95 миллиона лет, при этом ранее полученные данные свидетельствовали о том, что эта индустрия появилась около 1,8 миллиона лет назад.

Ранее на N + 1 рассказывали, как в Кении обнаружили 330 олдованских каменных артефактов, возраст которых составляет от 2,6 до 3 миллионов лет. Это позволяет их считать одними из древнейших в мире. Более того, вместе с орудиями ученые нашли два зуба парантропов и кости древних бегемотов со следами разделки.

Пользователь Reddit заметил челюсть древнего гоминина в травертиновой плитке