В Кении обнаружили олдованские орудия возрастом 2,6-3 миллиона лет

Рядом с ними находились два зуба парантропов

Археологи обнаружили в Кении 330 олдованских каменных артефактов, возраст которых составляет от 2,6 до 3 миллионов лет, что позволяет их считать одними из древнейших в мире. Вместе с орудиями исследователи нашли два зуба парантропов и кости древних бегемотов, на которых видны следы разделки. По мнению ученых, возможно, именно массивные австралопитеки изготовили и использовали эти предметы, хотя в этом регионе могли обитать и другие виды гоминин. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Science.

Примерно 2,6 миллиона лет назад началась олдованская (олдувайская) эпоха, когда древние гоминины начали систематически изготавливать примитивные каменные орудия из целых галек и твердых кусков породы. Своим названием эта индустрия обязана местонахождениям, расположенным в Олдувайском ущелье (север Танзании), где археологи обнаружили многочисленные орудия и останки древних гоминин, включая кости, которые впоследствии были описаны как человек умелый (Homo habilis). Для олдованской индустрии характерно изготовление чопперов, сфероидов, полиэдров, а также разных скребущих орудий на отщепах.

Местонахождения с древнейшими олдованскими орудиями сосредоточены в Эфиопии и обычно ассоциируются с человеком умелым. Однако с последним утверждением согласны далеко не все исследователи, поскольку в эпоху нижнего палеолита параллельно с ранними представителями рода Homo сосуществовали австралопитеки (Australopithecus) и парантропы (Paranthropus). Кроме того, известны и каменные артефакты, относящиеся к доолдованской эпохе. Например, несколько лет назад в местонахождении Ломекви-3 (Кения) нашли около полутора сотен предметов возрастом около 3,3 миллиона лет. При этом неизвестно, какие именно гоминины их изготовили.

Томас Пламмер (Thomas Plummer) из Куинз-колледжа совместно с коллегами из 11 стран мира представил результаты исследований материалов, обнаруженных в местонахождении Ньяянга (Кения). На этом палеонтологическом и археологическом объекте, расположенном рядом с озером Виктория, ученые выявили геологическую колонку отложений, максимальный возраст которых достигает шести миллионов лет.

В общей сложности исследователи обнаружили 330 каменных артефактов, типологически относящихся к олдованской индустрии. Причем 135 из них находились in situ, а остальные были собраны в качестве подъемного материала. В качестве сырья для изготовления этих предметов использовались, в частности, риолит, кварцит и кварц. С помощью датирования апатитов по гелию, магнитостратиграфии и прочих методов им удалось установить, что возраст отложений с находками составляет от 2,595 до 3,032 миллиона лет.

В ходе раскопок рядом с каменными изделиями археологи обнаружили два окаменевших зуба, которые, по всей видимости, принадлежали парантропам. Один из них, вероятно, представляет собой почти целый верхний второй моляр, а другой — фрагмент нижнего первого моляра. Анализ изотопного состава находок показал, что рацион этих особей во многом состоял из растений с С4-фотосинтезом.

Кроме того, in situ исследователи нашли 1776 остатков прочей фауны. Большая часть морфологически определимых окаменелостей принадлежала представителям семейства бегемотовых (Hippopotamidae). Причем на некоторых из них видны следы, сделанные каменными орудиями. По мнению археологов, поскольку один из зубов парантропа находился в непосредственной близости от орудий и костей бегемотов со следами разделки, высока вероятность того, что именно массивный австралопитек изготовил и использовал эти артефакты. В то же время исследователи отметили, что в это же время в Восточной Африке обитали и другие гоминины, однако их останков в местонахождении Ньяянга найти не удалось.

Археологи заключили, что находки из Ньяянги указывают на широкое географическое распространение олдованской индустрии уже на раннем этапе ее появления. Это согласуется с недавно описанными находками возрастом примерно 2,4 миллиона лет, обнаруженными в Северной Африке. Ранее древнейшие олдованские орудия, возраст которых составляет около 2,6 миллиона лет, обнаруживали лишь в Афарской котловине (Эфиопия), примерно в 1300 километрах от Ньяянги.

Ранее на N + 1 рассказывали о том, что археологи обнаружили в южноафриканской пещере Куперс одно костяное орудие, возраст которого около 1–1,4 миллиона лет. Вероятно, его использовали для выкапывания клубней, добычи термитов и разделки фруктов. Тогда ученые предположили, что этим предметом пользовался массивный австралопитек P. robustus.

Австралопитекам из Колыбели человечества оказалось 3,4–3,7 миллиона лет