Сахелантропу вновь разрешили ходить на двух ногах

Палеонтологи исследовали бедренную и локтевые кости, найденные больше 20 лет назад в Чаде. Они пришли к выводу, что останки принадлежали сахелантропу (Sahelanthropus tchadensis), жившему около семи миллионов лет назад. По мнению исследователей, особь могла передвигаться по земле на двух ногах, но также лазила по деревьям. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Nature.

В 2001 году в Республике Чад во время обследования местонахождения Торос-Меналла палеонтологи обнаружили череп TM-266-01-060-1, известный как «Тумай». По этой находке они описали вид (и род), получивший название сахелантроп чадский (Sahelanthropus tchadensis), который существовал в позднем миоцене. По мнению первооткрывателей, это древнейший известный представитель трибы гоминини (Hominini). Обнаруженный череп позволил заключить, что особь ходила на двух ногах. На это указало, в частности, смещенное вперед затылочное отверстие. По многим признакам сахелантроп, объем мозга которого достигал 340–360 кубических сантиметров, был похож на более позднего ардипитека рамидуса (Ardipithecus ramidus).

Помимо черепа палеонтологи обнаружили два фрагмента нижних челюстей, три изолированных зуба, а также несколько костей посткраниального скелета. Среди этих находок была и бедренная кость TM-266-01-063, вызвавшая в научных кругах полемику. Эту плохо сохранившуюся кость, которую не сразу приняли за останки примата, описали лишь в 2020 году — спустя 19 лет после обнаружения, причем сделала это другая научная группа. Тогда исследователи пришли к выводу, что бедренная кость принадлежала особи, которая не передвигалась на двух ногах. Однако этот вывод приняли далеко не все ученые. Возможно, мозаичность признаков свидетельствует о том, что сахелантроп часто передвигался на четвереньках, но при этом периодически поднимался на две ноги.

Фрэнк Гай (Frank Guy) из Университета Пуатье совместно с коллегами из Франции, Чада и Эфиопии провел новое исследование костей, обнаруженных в 2001 году в местонахождении Торос-Меналла вместе с черепом сахелантропа. Ученые исходили из того, что, вероятно, все эти останки относятся к одному виду.

Находки включали левую бедренную кость (TM-266-01-063), длина которой составляет около 242 миллиметров. У нее отсутствует дистальный эпифиз и большая часть промаксимального. По мнению исследователей, по своему изгибу она больше всего похожа на кости австралопитеков и оррорина (Orrorin tugenensis), жившего на территории Кении около шести миллионов лет назад. Исходя из морфологии бедренной кости, ученые заключили, что особь могла перемещаться по земле на двух ногах. По их расчетам, при жизни этот сахелантроп весил от 43,5 до 49,4 килограмма. Эта оценка близка к массе тела, рассчитанной для оррорина (по одним данным — около 39,9–45,7 килограмма, по другим — 47,7–50,1) и ардипитека рамидуса (Ardipithecus ramidus), который весил около 51 килограмма.

Ученые также описали две кости предплечья, которые, по их мнению, принадлежали сахелантропу. Сходство этих находок по размеру и форме позволило исследователям предположить, что они принадлежали одной и той же особи, хотя иных доказательств этому нет. Одна из них (TM-266-01-050) представляет собой диафиз левой локтевой кости длиной 239 миллиметров, вторая (ТМ-266-01-358) — диафиз правой локтевой кости длиной 155 миллиметров с частично сохранившимся эпифизом. Кривизна этих костей схожа с той, что наблюдалась, например, у ардипитека кадаббы (A. kadabba). Ученые считают, что это связано нагрузками, полученными во время лазанья по деревьям.

Ранее на N + 1 рассказывали о других древних гоминидах. Так, палеоантропологи выяснили, что большинство зубов ранних Homo из Колыбели человечества на самом деле принадлежало другим гоминидам. Кроме того, ученые уточнили возраст австралопитеков из Стеркфонтейна. Оказалось, что им около 3,4–3,7 миллиона лет.

Генетики впервые прочитали митохондриальную ДНК синомегацеросов