Пястные кости Homo naledi заняли промежуточное место между людьми и австралопитеками

Американские палеоантропологи провели морфологический анализ первых пястных костей Homo naledi и сравнили их с образцами современных людей, человекообразных обезьян, мартышковых и ископаемых гоминидов. Ученые пришли к выводу, что большие пальцы людей из Диналеди представляют собой пример переходного состояния в эволюции и адаптации большого пальца человека, причем ряд черт указывает на сходство с костями африканского австралопитека. Статья опубликована в Journal of Human Evolution.

В 2013 году на территории памятника Всемирного наследия ЮНЕСКО Колыбель человечества в пещере Райзинг Стар палеоантропологи обнаружили более полутора тысяч окаменелостей — почти целый скелет и останки еще четырнадцати особей разных полов и возрастов. Научная группа описала эти находки как новый вид древних людей — человек из Диналеди (Homo naledi), которые предположительно жили около 335–236 тысяч лет назад. Люди из Диналеди имели рост около 1,5 метра, промежуточный объем мозга между человеком умелым (H. habilis) и австралопитеками (Australopithecus) — от 465 до 560 кубических сантиметров.

Морфологические черты этого вида во многих аспектах архаичны и занимают промежуточное место между людьми и их предками (подробнее можно прочитать в нашем блоге «Человек наледи — человек ли?»). В то же время удивительно маленькие размеры моляров оказались сопоставимы с зубами современных людей, значительно уступая всем австралопитекам, архаичным Homo и даже человеку флоресскому (H. floresiensis). Первое исследование пястных костей и лучезапястного сустава показало, что они похожи на аналогичные кости современных людей и неандертальцев.

Люсина Боуленд (Lucyna Bowland) совместно с коллегами из Университета Арканзаса провела морфологический анализ первых пястных костей H. naledi и сравнила их с аналогичными находками, относящимися к другим гоминидам. Ученые отметили, что сегодня известно семь таких костей из камеры Диналеди. В целом кисти рук представителей этого вида демонстрируют смесь архаичных и прогрессивных черт, включая ярко выраженную вставку сухожилия глубокого сгибателя в дистальную фалангу большого пальца, кроманьонскую и неандертальскую геометрию запястно-пястного сустава.

Ученые сравнили первые пястные кости H. naledi с костями H. sapiens (n = 178), современных человекообразных обезьян (n = 86), представителей вида приматов семейства мартышковых Cercopithecus lomamiensis (n = 59) и ископаемых гоминин (n = 14).

Результаты исследований показали, что необычная морфология тела пястных костей H. naledi отличает их почти от всех других гоминин. Отличительную комбинацию большинства признаков, по мнению ученых, можно было бы считать аутапоморфной. Однако сходство образцов из Диналеди с A. africanus предполагает, что такая морфология могла быть характерна по крайней мере для некоторых австралопитеков. Исследователи считают, что морфология большого пальца H. naledi представляет собой пример переходного состояния в эволюции и адаптации большого пальца человека.

Отличительными чертами больших пальцев H. naledi, по мнению палеоантропологов, выступают узкие промаксимальные концы с расширяющимися мышцами дистальных фаланг. В этом аспекте они похожи на кости африканского австралопитека. Промаксимальный эпифиз оказался грацильным и наиболее схож с C. lomamiensis, шимпанзе (Pan), орангутаном (Pongo), афарским австралопитеком (A. afarensis) и австралопитеком седиба (A. sediba).

Ранее на N + 1 рассказывали о создании трехмерной карты систем пещер Восходящая звезда, где обнаружили останки H. naledi. Кроме того, палеоантропологи с помощью морфологического анализа выяснили, что строение мозга H. naledi ближе к H. habilis и H. erectus, нежели к австралопитекам. Более подробно узнать об исследовании зубов представлений этого вида можно в нашем блоге «Песок скрипел на зубах у Homo naledi».

Около 930 тысяч лет назад количество размножающихся людей сократилось до 1280 человек