Ученые создали трехмерную карту «колыбели» Homo Naledi

Команда ученых под руководством палеоантрополога Ли Бергера из Витватерсрандского университета создала трехмерную карту системы пещер «Восходящая звезда» (Rising Star, ЮАР). Работа исследователей опубликована в журнале South African Journal of Science.

«Восходящая звезда» вызвала интерес со стороны ученых после того, как в ней, а именно в Камере Диналеди, были обнаружены останки ископаемого вида гоминидов под названием Homo Naledi. Этот вид сочетает в себе признаки, характерные для рода Homo и рода австралопитеков (которые, вероятно, являются предками Homo). Всего в камере было обнаружено 1550 фрагментов скелета, которые предположительно принадлежат пятнадцати индивидуумам разного возраста, однако вокруг этого ведутся споры.

Система пещер имеет довольно сложную конфигурацию. В некоторых местах высота спуска достигает 12 метров, а ширина проходов — всего 18 сантиметров. Именно из-за последнего обстоятельства исследованием пещеры занимались худые девушки, которых набрал в команду Бергер.

При создании трехмерной карты спелеологи использовали различные технологии. Для съемок окружающей пещеру территории исследователи выбрали беспилотник с прикрепренной к нему камерой. Дрон с высоты 100 метров делал фотографии, которые после были «собраны» в трехмерную модель с помощью метода фотограмметрии. Для создания 3D-карты самой «Восходящей звезды» ученые использовали лазерное сканирование местности в высоком разрешении и также фотограмметрию.

В результате ученым удалось получить довольно точную цифровую реконструкцию внутреннего строения системы пещер. «Трехмерное сканирование пещеры и места раскопок помогло ученым, которые находились снаружи, в принятии решении относительно последующих этапов исследования», — комментирует один из авторов работы.

Покорители неба