Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Находки в пещере «Восходящая Звезда» (Rising Star, ЮАР) осенью 2015 года взбудоражили научную общественность. Эксцентричный антрополог Ли Бергер (Lee Berger) сообщил, что в глубине пещеры, в камере, в которую ведёт узкий лаз, найдены останки неизвестного науке вида древних людей. Причём не какой-нибудь зуб или челюсть, а 1550 фрагментов, принадлежавших минимум 15 особям. Странных существ с маленьким мозгом, сочетающих черты австралопитеков и древнейших людей, окрестили Homo naledi. Жаркая дискуссия развернулась вокруг двух вопросов:
Читайте эту и другие новости антропологии на сайте Антропогенез.ру
По сообщению учёных, многие останки находились в анатомическом порядке — например, обнаружилась целая кисть и целая стопа. Значит, в камеру должны были попасть ещё целые тела, то есть произошло это вскоре после их смерти.
Исследователи обратили внимание, что на самих костях нет следов от зубов плотоядных животных — значит, их не могли притащить сюда хищники. И едва ли люди жили в Диналеди. Маленькая тёмная камера на глубине нескольких десятков метров не годится для этой цели; да и никаких следов деятельности человека в пещере нет.
В связи с этим Бергер и его коллеги выдвинули смелую гипотезу: тела были намеренно притащены в пещеру соплеменниками. Речь идёт, фактически, о некой погребальной практике. Но в пещере кромешная тьма! Значит, у них были факелы — прокомментировал Ли Бергер, не моргнув глазом.
Красивое объяснение. Однако наличие столь продвинутой культуры у существ, недалеко ушедших от австралопитеков, вызвало у многих исследователей большие сомнения.
Может быть, всё было по-другому? Аврора Вал (Aurore Val), палеонтолог, чья статья вышла в журнале Journal of Human Evolution, раскритиковала гипотезу Бергера в пух и прах. По её мнению, предполагать, что тела попали в камеру целиком, нет никаких оснований.
Поскольку кости не датированы, то совершенно неясно, сколько они провалялись в камере и что за это время могло случиться. Обвалы, движение грунтовых вод, осадки за последние несколько миллионов лет могли сильно изменить конфигурацию пещеры.
В камере, помимо останков людей, найдены кости грызунов. Как они сюда попали? Очень похоже на объедки со стола хищных птиц — например, сов. Совы любят устраивать гнёзда у входа в пещеру, где они поедают свою добычу и срыгивают непереваренные кости мелких млекопитающих. Раз так — камера должна была когда-то сообщаться с поверхностью.
Но допустим, что никакого другого входа в камеру не было. Сами наледцы достаточно маленькие, чтобы протиснуться через лаз высотой в 20 см. Однако, по мысли Бергера, им нужно было тащить сюда мёртвые тела — тащить десятки метров, в темноте! Даже сейчас доставка оборудования в Диналеди и подъём найденных костей оказались непростыми задачами для учёных. Кроме того, древние люди должны были очень хорошо знать конфигурацию пещеры, причём это знание передавалось из поколения в поколение. Ведь, судя по натёчным отложениям на костях, коллекция в Диналеди образовалась не мгновенно — возможно, останки накапливались тут сотни лет. И сотни лет сюда таскали тела маленькие человечки?
Бергер утверждает, что единственные повреждения на останках — следы деятельности беспозвоночных. Однако, вопреки заверениям команды Бергера, большинство находок в Диналеди — это изолированные фрагменты. Причём, если это скелеты 15 человек, то костей должно быть гораздо больше. Фактически, сохранилось только 10% останков. Где остальные? В анатомическом положении найдены только 4 группы костей: кисть, стопа, череп с нижней челюстью и голеностопный сустав. Что-то маловато! Для сравнения: в 2010 году в Малапе Бергер нашёл останки Австралопитека седибы. Хотя там было всего 2 скелета, но артикулированных суставов там целых 6. А тут 4 на 15 человек. Очень может быть, что кисть и стопа в Диналеди сохранились в результате природной мумификации. Части тел могли попасть в пещеру через много лет после смерти, в результате обвала, либо занесённые потоками воды.
Автор статьи обращает внимание и на то, что команда Бергера тщательно изучила только треть найденных костей. Любопытно, что лишь 6 из них сохранили кортикальный (внешний) слой. Что это значит? Если и были на костях следы орудий или зубов — они никак не могли сохраниться. Так что же нам твердят про отсутствие хищников! Кстати, у многих длинных костей в Диналеди не хватает эпифизов — закруглённых концов. А это как раз картина, которую оставляют после себя падальщики.
Резюмируя: Бергер не объясняет, почему некоторые кости найдены в почти вертикальном положении; почему плохо сохранился их внешний слой; почему многие кости разломаны.
Последний довод, использованный Авророй Вал — следы на костях, оставленные беспозвоночными. Вероятно, кости были обглоданы жуками, а также гигантскими улитками — ахатинами. Насекомые и улитки могли добраться до костей только после того, как мягкие ткани полностью разложились. То есть — если верить Бергеру — внутри камеры? Однако современные ахатины питаются в основном растениями и не поселяются в глубоких, темных пещерах. Улиткам нужны тёплые и влажные условия, а также солнце. Никаких раковин улиток в пещере не найдено. Так что, чтобы улитки добрались до костей, останки должны были находиться на поверхности, либо вблизи выхода из пещеры.
Итак, не было траурных церемоний. Не было наледцев, нагруженных трупиками, ползущих по узкому проходу с факелами. А что же было? По мнению Авроры Вал, скорее всего — когда-то был другой вход, посредством которого камера сообщалась с поверхностью. Осталось только его найти! Копайте, Бергер, копайте.
Александр Соколов
Aurore Val. Deliberate body disposal by hominins in the Dinaledi Chamber, Cradle of Humankind, South Africa? // Journal of Human Evolution XXX (2016) 1-4 Наледи выходит на люди