Палеоантропологи обнаружили неподалеку от пещеры Малапа в ЮАР пять окаменевших поясничных позвонков, которые принадлежали австралопитеку седиба. Исследование показало, что изгиб позвоночника этой особи позволял ей уверенно перемещаться на двух ногах, но в то же время она еще не растеряла способностей лазить по деревьям. Статья с описанием находок опубликована в журнале eLife.
В 2010 году палеоантропологи под руководством Ли Бергера (Lee Berger) из Витватерсрандского университета представили в журнале Science результаты исследования окаменелых останков ранее неизвестного вида гоминид, который авторы назвали Australopithecus sediba. Первую кость этой особи нашел еще в 2008 году девятилетний сын Бергера в пещере Малапа, находящейся примерно в 15 километрах от известных памятников Стеркфонтейн и Сварткранс. Ученые обнаружили тогда окаменелые останки двух особей — мальчика и взрослой самки, которые жили около 1,95–1,78 миллиона лет назад. Из всех ранее выделенных видов австралопитеков A. sediba больше всего похож на A. africanus, хотя ряд критиков предлагал считать находки окаменелыми останками ранних Homo.
Представители этого вида обладали небольшим мозгом. Так, у мальчика он достигал объема лишь 420 кубических сантиметров. Строение костей рук и ног также больше походило на австралопитеков, хотя A. sediba не были лишены и некоторых характерных черт Homo. Так, исследователи отмечают строение лобных костей, слабо выступающие скулы и небольшие по размеру зубы. Биомеханика черепа этого вида показала, что в отличие от своих предков A. sediba отказались от грубой пищи. Кроме того, австралопитеки седиба, по всей видимости, могли уверенно перемещаться на двух ногах. Палеоантропологи расходятся во мнениях относительно того, какое место в эволюции гоминид занимал этот вид. С одной стороны, австралопитеки седиба могли быть промежуточным звеном между A. africanus и H. habilis. С другой — это могла быть собственная южноафриканская линия гоминизации.
Скотт Уильямс (Scott Williams) из Нью-Йоркского университета совместно с учеными из Испании, США и ЮАР исследовал пять поясничных позвонков, обнаруженных в 2015 году ex situ. Их извлекли из насыпи шахтерской дороги, построенной еще в начале XX века, примерно в двух километрах от пещеры Малапа. Состав геологических пород, использованных при ее строительстве, указал на то, что материалы добывали на археологическом памятнике. Обнаруженные окаменелости, по всей видимости, относятся к останкам известной особи австралопитека седиба из Малапы. Вместе находки образуют участок позвоночника от предпоследнего грудного до пятого крестцового позвонка.
Палеоантропологи отметили, что окаменелости принадлежали, предположительно, взрослой самке австралопитека седиба. У этой особи наблюдался сильный изгиб позвоночника в сагиттальной плоскости, обращенный выпуклостью вперед (лордоз). Строение поясничных и крестцовых позвонков позволило ученым подтвердить, что этот вид австралопитеков был адаптирован к двуногой ходьбе. Вместе с тем они отвергли гипотезу о том, что третий поясничный позвонок A. sediba был похож на современный человеческий — скорее, он занимает промежуточное место между человекообразными обезьянами и H. sapiens или H. neanderthalensis.
По мнению исследователей, морфология позвоночника австралопитека седиба указывает на то, что этот вид обладал мощной мускулатурой туловища, позволявшей как передвигаться на двух ногах, так и лазить по деревьям. Это подтвердило прошлые исследования, в которых сообщалось, что пястные и локтевые кости представителей этого вида хорошо подходили для лазанья по веткам.
Раньше на N + 1 рассказывали о других исследованиях австралопитеков. Так, палеоантропологи выяснили, что бурые гиены могли поедать австралопитеков в Южной Африке. А ученые из Новой Зеландии обнаружили, что парантропы отказались жевать твердую пищу и сохранили зубы.
Михаил Подрезов
Для этого они отсеквенировали ДНК 32 человек
Палеогенетики отсеквенировали ДНК 32 индивидов, которых в эпоху поздней бронзы похоронили под одним и тем же курганом, расположенным на территории современной Челябинской области. Ученые установили многочисленные родственные связи между людьми и построили генеалогическое дерево, состоящее из трех поколений. Кроме того, анализы показали, что существенная часть предков носителей срубно-алакульской культурной традиции происходила от более раннего населения Южного Урала — представителей синташтинской культуры. Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.