Археологи выявили в Гнёздове связанный с путем «из варяг в греки» причал

Его остатки нашли у озера Бездонка

Российские археологи впервые обнаружили причал, функционировавший на пути «из варяг в греки». Остатки деревянной конструкции первой половины IX века нашей эры исследователи раскопали в Гнёздовском археологическом комплексе. Об этом сообщается в паблике проекта Гнёздово.

Гнёздовский археологический комплекс находится примерно в 12–13 километрах к западу от центра Смоленска, занимая земли на обоих берегах Днепра. Он представляет собой один из крупнейших памятников древнерусской истории и эпохи викингов, который случайно открыли в середине XIX века во время строительства железной дороги.

На этом месте еще на рубеже IX–X веков нашей эры возник крупный торгово-ремесленный центр, тесно связанный с путем «из варяг в греки». В его окрестностях речные суда, которые шли из Скандинавии в Византию и по обратному маршруту, должны были перейти по волоку из речной системы Западной Двины в бассейн Днепра. Первый сухопутный участок этого пути исследователи обнаружили совсем недавно. Сегодня Гнёздово — это огромный могильник, первоначально насчитывавший около четырех—пяти тысяч курганов, а также остатки порта и нескольких поселений.

Недавно завершился 74-й полевой сезон Смоленско-Гнёздовской объединенной археологической экспедиции, включающей исследователей из МГУ, Государственного исторического музея и Музея-заповедника «Гнёздово». Вероника Мурашева (Veronika Murasheva) из ГИМ рассказала о результатах раскопок, проходивших в портовой зоне древнего поселения, на берегу небольшого озера Бездонка. Этот участок представляет особый интерес для ученых, поскольку здесь выявлен мокрый слой, в котором хорошо сохраняются органические материалы.

Еще несколько лет назад на берегу Бездонки археологи обнаружили остатки деревянной конструкции, однако ее точное назначение оставалось неизвестным. Дальнейшие раскопки показали, что в древности на исследованном участке лежали настилы-тверди, по которым можно было подойти к воде. Различные корабельные детали, найденные на этой территории, позволяли предположить, что тут, вероятно, находилась зона причала.

В этом году в слое первой половины IX века исследователи выявили остатки хорошо забутованной деревянной конструкции. Она состояла из мощных бревен, которые фиксировались на склоне с помощью системы столбов. Мурашева отметила, что обнаруженный объект можно интерпретировать как причал, к которому швартовались суда, по-видимому, во время весенних половодий. По данным исследовательницы, это первая выявленная пристань, непосредственно связанная с путем «из варяг в греки», которую удалось найти археологам.

Ранее на N + 1 рассказывали, что в Гнёздове нашли подтверждение письменных свидетельств о погребальном обряде русов, обнаружили серебряный плетеный позумент, а также раскопали редкий футляр с шестью гирьками.

Археологи впервые обнаружили сухопутный участок пути «из варяг в греки»