Археологи раскопали в Гнёздове два кургана Лесной группы. В одном из них не оказалось никаких артефактов и останков людей — лишь органический тлен. В другом же находились несколько ценных предметов, включая боевые топор и нож. Самой необычной находкой стал редкий деревянной футляр с костяной крышкой, внутри которого находились шесть весовых гирек. Об этом сообщается в паблике проекта Гнёздово во вконтакте.
Примерно в 12–13 километрах к западу от центра Смоленска, на обоих берегах Днепра, находится Гнёздовский археологический комплекс, занимающий территорию площадью как минимум в 366,6 гектара. Это один из крупнейших памятников древнерусской истории и эпохи викингов, который случайно открыли в середине XIX века во время строительства железной дороги между Витебском и Орлом. Гнёздово представляет собой огромный могильник, первоначально состоявший примерно из четырех тысяч курганов, и остатки нескольких поселений.
На этом месте еще на рубеже IX–X веков возник крупный торгово-ремесленный центр, который был тесно связан своей историей с путем из варяг в греки. Этот городской центр прекратил свое существование в первой четверти XI века по неизвестным причинам. Одним из главных археологических свидетельств торговой деятельности в Гнёздове считаются находки весов и гирек. Так, по данным на 2018 год, ученые обнаружили на этом комплексе наиболее представительную в Восточной Европе коллекцию (более 30 находок) раннесредневековых складных равноплечных весов для малых взвешиваний. Эти артефакты происходят как из погребений, так и с территории поселений. Гирьки же представляют собой гораздо более представленный тип артефактов, хорошо известный по северо- и восточноевропейским торгово-ремесленным центрам. Так, только на древнерусских памятниках исследователи нашли больше 900 подобных предметов, которые обычно имеют бочонковидную или четырнадцатигранную форму.
С конца июня идет 73-й полевой сезон Смоленско-Гнёздовской объединенной археологической экспедиции, включающей исследователей из МГУ, Государственного исторического музея и Музея-заповедника «Гнёздово». Михаил Жуковский (Mikhail Zhukovsky) из МГУ сообщил о результатах раскопок двух курганов Лесной группы (Л-216 и Л-217), располагавшихся рядом друг с другом. Первый из них не содержал следов разграбления, в то время как в центре второго были видны следы грабительской ямы.
Однако оказалось, что в непотревоженном кургане не сохранились ни останки умершего, ни его сопроводительный инвентарь. Но, по сообщению Жуковского, он не был кенотафом — едва различимый органический тлен все же присутствовал в заполнении. Курган Л-217 оказался более ценным на находки, хотя кости погребенного в нем также не сохранились.
Жуковский отметил, что на дне могильной ямы находились остатки погребального ложа, а также сопроводительный инвентарь. Он включал боевой топор, короткий боевой нож, редкий оселок из скандинавского сланца, а также хозяйственный нож. Кроме того, археологи нашли объект, состоявший из органики и железа, который они извлекли вместе с грунтом для разбора в лаборатории. Оказалось, что это набор, состоящий как минимум из шести весовых гирек, который находился в деревянном футляре. По предварительным оценкам, это был футляр с костяной крышкой. По словам Жуковского, аналогичных по форме и устройству предметов раньше не находили ни в Восточной, ни в Северной Европе.
В этом году на N + 1 уже рассказывали о находках, сделанных в Гнёздове. Так, недавно археологи обнаружили серебряный плетеный позумент — элемент одежды древнерусской знати. Кроме того, ученые нашли останки разрубленной на три части собаки — подтверждение письменных свидетельств о погребальном обряде русов.
Михаил Подрезов
В прошлом году количество находок остановилось на отметке 1172
На Троицком-XVII раскопе в Великом Новгороде обнаружили еще одну берестяную грамоту, получившую порядковый номер 1228. Ценный артефакт раскопали рядом с остатками сооружения, относящегося ко второй половине XII века. По словам Андрея Гринёва (Andrey Grinev) из Новгородского государственного университета, содержание берестяного документа пока неизвестно, однако, судя по видимым буквам на внешней стороне свитка, текст состоит из четырех или пяти строк. Об этом сообщается на сайте его университета.