Археологи нашли в Гнёздове подтверждение письменных свидетельств о погребальном обряде русов

Российские археологи сообщили о первых результатах раскопок в Гнёздове, начавшихся всего две недели назад. Во время исследования одного из курганов ученые обнаружили останки разрубленной на три части собаки. Это подтверждает письменные свидетельства арабского путешественника Ибн Фадлана, оставленные после посещения в X веке Волжской Булгарии, о погребальном обряде русов. Кроме того, ученые обнаружили несколько ярких находок, среди которых оказались железная подвеска в виде молоточка Тора, а также клад из нескольких железных и серебряных артефактов. Об этом сообщается в группе проекта Гнёздово во вконтакте.

Примерно в 13 километрах от Смоленска, на обоих берегах Днепра, находится один из крупнейших памятников древнерусской истории и эпохи викингов — Гнёздовский комплекс археологических памятников, случайно открытый в середине XIX века во время строительства железной дороги между Витебском и Орлом. Он представляет собой огромный могильник, первоначально состоявший примерно из четырех тысяч курганов, и остатки нескольких поселений, в том числе укрепленных. До наших дней сохранились примерно 1600 курганов, большая часть из которых уже исследована. Торгово-ремесленный центр, в котором уживались несколько этнических групп (славяне и скандинавы), возник на этом месте еще на рубеже IX–X веков и был тесно связан своей историей с путем из варяг в греки. В период расцвета в Гнёздове проживали около 800–1000 человек. Этот городской центр прекратил свое существование в первой четверти XI века по неизвестным причинам.

За десятилетия исследований археологи обнаружили на этом комплексе памятников свидетельства гончарного, ювелирного, косторезного и железообрабатывающего ремесел, многочисленные предметы, связанные с торговлей, например, весы и гирьки, импортные товары, а также арабские и византийские монеты. Погребальный комплекс Гнёздова представляет собой крупнейший из сохранившихся европейских языческих могильников IX — начала XI веков, в котором хоронили как славянское, так и скандинавское население. Причем детали обряда указывают не только на этническую, но и на социальную неоднородность местного общества. В одном из самых ярких из обследованных курганов археологи обнаружили остатки парного сожжения в ладье. Этих людей похоронили вместе с мечом, скандинавской гривной, славянским височным кольцом, арабскими монетами, а также амфорой и кувшинчиком из Византии.

27 июня стартовал 73-й полевой сезон Смоленско-Гнёздовской объединенной археологической экспедиции, которая включает исследователей из МГУ, Государственного исторического музея и Музея-заповедника «Гнездово». В нынешнем году ученые сосредоточат свои усилия на изучении мокрого слоя древнего порта, остатков древнерусского посада, а также Лесной курганной группы. Кроме того, археологи возобновят работы на Ольшанском городище.

Руководитель отряда экспедиции в Лесной группе Гнёздова Сергей Каинов (Sergei Kainov) из Государственного исторического музея отметил, что на большинстве объектов идет изучение верхних слоев, в которых традиционно мало артефактов древнерусского времени. Так, в Лесной курганной группе исследователи начали изучать насыпь средних размеров Л-214, которая имеет конусовидную форму, что достаточно необычно для этого памятника. В этом кургане археологи обнаружили хорошо сохранившийся арабский серебряный дирхам, отчеканенный в 906–907 годах в городе аш-Шах (современный Ташкент).

Дойдя до нижней части насыпи Л-214 исследователи обнаружили скелет крупной собаки. Похоже, ее тело разрубили на три части и в таком виде оставили на площадке будущего кургана. Описание подобного обряда содержится в сочинении арабского путешественника и писателя Ибн Фадлана, который лично присутствовал во время погребения знатного руса при посещении Волжской Булгарии в X веке. Так, он отмечал, что, помимо подношений хлеба, мяса и лука, умершему положили разрезанную на две части собаку.

Светлана Авдусина (Svetlana Avdusina) рассказала о первых результатах раскопок на Западном селище, где работы возобновились в прошлом году после 50-летнего перерыва. В раскопе ЗС-1 исследователи обнаружили остатки комплекса сооружений, которые, похоже, представляли собой производственные мастерские. На это указывают находки тиглей, металлических слитков и заготовок. Примечательно, что, видимо, эти ремесленные мастерские обслуживали разные группы населения, поскольку ученые нашли предметы, которыми традиционно пользовались как кривичи, так и скандинавы. При изучении одной из производственных ям археологи обнаружили железную подвеску хорошей сохранности, изготовленную в виде молоточка Тора. Среди других находок этого года оказались две гирьки для взвешивания, полая медная трубочка, а также небольшой фрагмент ромбовидной привески. Кроме того, в заполнении одной из ям ученые обнаружили клад, состоявший из нескольких железных и серебряных предметов, который первоначально, видимо, был завернут в кожу.

Ранее на N + 1 рассказывали о раскопках на других крупных археологических памятниках эпохи викингов. Так, шведские ученые обнаружили в Бирке верфь, инструменты для обработки дерева, точильные камни и многочисленные заклепки. А норвежские исследователи закончили раскопки погребальной ладьи в Геллестаде, где в общей сложности они нашли 8000 фрагментов предметов.

В Фиванском некрополе обнаружили гробницу членов царской семьи времен XVIII династии

Возможно, это усыпальница жены фараона или царевны

Археологи из Великобритании и Египта сообщили об открытии в Фиванском некрополе ранее неизвестной гробницы. По предварительным оценкам, она относится ко временам правления XVIII династии (около 1550–1292 годов до нашей эры). Исследователи отметили, что, похоже, эта усыпальница предназначалась для членов царской семьи, например, для жены фараона или царевны. Об этом сообщает издание Egypt Independent.