Часть элиты Умм-эль-Марры родилась за пределами города

На это указал анализ останков из гробниц бронзового века

Биоархеологи проанализировали изотопный состав останков 13 человек, найденных в элитарных гробницах середины — второй половины III тысячелетия до нашей эры, которые раскопали на ближневосточном памятнике Умм-эль-Марра. Стабильные изотопы стронция и кислорода указали на то, что как минимум шесть исследованных людей родились за пределами этого древнего города, причем четверо из них — женщины. Как сообщается в статье, опубликованной в Journal of Archaeological Science: Reports, возможно, это отражает брачные связи представителей местной правящей элиты с другими ближневосточными центрами бронзового века.

На севере современной Сирии, примерно в 55 километрах от города Алеппо, находится археологический памятник Умм-эль-Марра, площадь которого составляет около 20–25 гектаров. Он представляет собой остатки крупного поселения бронзового века, которое существовало с середины III по конец II тысячелетия до нашей эры, а также в некоторые более поздние эпохи. Возможно, это остатки древнего города Туба, упомянутого в египетских и других ближневосточных надписях.

В центре Умм-эль-Марры археологи обнаружили комплекс элитарных гробниц, построенных из известняка и сырцового кирпича, в которых предположительно покоились члены семьи, правившей городом. Вместе с останками людей исследователи обнаружили многочисленную керамику, золотые и серебряные вещи, предметы вооружения и прочие ценности. Среди прочего, здесь же обнаружили останки древнейших гибридных животных, известных по историческим источникам как кунга.

Крис Стантис (Chris Stantis) из Университета Юты совместно с учеными из Великобритании и США исследовала останки 13 человек, найденные в элитарных гробницах Умм-эль-Марры. Остеологический анализ показал, что за исключением одного подростка или юноши все остальные индивиды были взрослыми. Среди них оказалось шесть мужчин и шесть женщин. Пол еще одного взрослого человека определить не удалось.

Чтобы выяснить происхождение этих людей, биоархеологи обратились к анализам стабильных изотопов стронция и кислорода. Оказалось, что как минимум 6 из 13 человек родились за пределами Умм-эль-Марры — в районе с иными геологическими и изотопно-геохимическими характеристиками. Примечательно, что четверо из шести неместных человек были женщинами, жившими примерно в 2350–2300 годах до нашей эры, и лишь один мужчина (пол еще одного человека — неизвестен). Из-за такого соотношения ученые предположили, что среди местной элиты преобладающей формой брачного поселения была патрилокальность, при которой жена переходит на жительство в общину мужа. Возможно, подобные браки были частью политических и экономических связей этого древнего города с другими сирийскими центрами раннего бронзового века.

Ранее на N + 1 рассказывали, как в Израиле обнаружили древнюю арамейскую надпись с упоминанием персидского царя Дария. Однако вскоре выяснилось, что ее сделала одна из исследовательниц, работавших на памятнике Тель-Лахиш, когда решила показать студентам, как в те далекие времена писали на черепках.

Палеогенетики обнаружили в Сирии древнейших гибридных животных