Серебро для браслетов царицы Хетепхерес добыли на Кикладских островах

Египтологи изучили находки, сделанные почти сто лет назад

Египтологи изучили серебряные браслеты, найденные почти сто лет назад в гробнице Хетепхерес — матери знаменитого царя Хуфу (Хеопса), построившего крупнейшую пирамиду Гизы. Анализ изотопного состава свинца указал на то, что серебряную руду, из которой сделаны эти вещи, по всей видимости, добыли на Кикладах. Это указывает на ранее неизвестные связи между Египтом и островами Эгейского моря. Результаты исследования опубликованы в Journal of Archaeological Science: Reports.

В 1925 году американские археологи, работавшие на плато Гиза, обнаружили богатую гробницу, получившую условное обозначение G 7000X. На дне 26-метровой шахты они открыли небольшую камеру, содержащую большое количество вещей. Владелицей этой гробницы оказалась жившая около 2600 года до нашей эры царица Хетепхерес — жена первого царя IV династии Снофру и мать знаменитого фараона Хуфу (Хеопса), построившего крупнейшую пирамиду Древнего Египта.

Внутри погребальной камеры исследователи нашли алебастровый саркофаг, внутри которого при этом не оказалось мумии. Кроме того, в гробнице находились ящик для каноп, навес для балдахина, кровать, ящик для оконных занавесок, кресла и некоторые другие богато украшенные вещи. Среди них, в частности, присутствовали редкие для Древнего царства изделия из серебра — браслеты или кольца (дебены), первоначально хранившиеся в покрытой золотом деревянной шкатулке.

Карин Совада (Karin Sowada) из Университета Маккуори совместно с коллегами из Австралии, США и Франции исследовала серебряные браслеты, найденные в гробнице царицы Хетепхерес и хранящиеся в настоящее время в Бостонском музее изящных искусств. Их заинтересовал вопрос, откуда происходил редкий для Древнего Египта металл, из которого были изготовлены эти артефакты.

Примерно сто лет назад химики установили состав этого металла. Он оказался следующим: 90,1 процента серебра, 8,9 процента золота и 1 процент меди. В новой работе c помощью рентгенофлуоресцентного спектрометра исследователи в целом подтвердили прошлый вывод, однако они отметили неоднородный состав сплава (например, содержание золота варьировалось от шести до десяти процентов) и присутствие небольшого количества свинца (обычно менее 0,5 процента). Кроме того, электронная микроскопия указала на то, что артефакты были сделаны методом холодной ковки.

Неожиданные результаты принес анализ изотопного состава свинца. Оказалось, что серебряная руда для браслетов Хетепхерес происходила, по всей видимости, с Кикладских островов, расположенных в южной части Эгейского моря, с меньшей вероятностью — из Аттики (юго-восточная часть Центральной Греции). При этом ученые исключили Анатолию в качестве источника этого сырья, откуда серебро через торговые центры Леванта шло в Египет в более позднее время. Тем самым результаты исследования указывают на ранее неизвестные связи между Египтом и островами Эгейского моря, относящиеся ко временам существования Древнего царства.

Это далеко не первый случай, когда химики указывают на ранее неизвестные сети обмена и торговли древних египтян. Так, недавно ученые выяснили, откуда в Египет привозили необходимые для бальзамирования умерших вещества. В частности, оказалось, что элеми и даммар поставляли из азиатских и африканских тропических лесов, о чем можно подробно прочитать в материале «Бальзам для души».

У древнеегипетского мальчика с аномально большим языком диагностировали бета-талассемию