Грунт астероида Рюгу оказался богат пребиотическими молекулами

В нем содержится 15 аминокислот

Планетологи представили результаты лабораторного поиска растворимых органических молекул в веществе астероида Рюгу. В нем было найдено 15 аминокислот, а также алифатические амины, карбоновые кислоты, ароматические углеводороды и азотсодержащие гетероциклические соединения. Это значит, что астероиды С-типа могли доставлять органические молекулы на молодую Землю. Ранее эти результаты уже публиковались в формате краткого доклада, о чем мы рассказывали, однако теперь в журнале Science вышла более подробная статья.

Органические молекулы, в том числе пребиотические (например аминокислоты), неоднократно обнаруживались в веществе метеоритов типа углистых хондритов, особенно в тех, в чьих родительских телах могли идти реакции с участием жидкой воды. Неясно, какие объекты Солнечной системы являются родительскими телами углистых хондритов, однако предполагается, что это могут быть астероиды C-типа. Таким образом, эти объекты могут считаться кандидатами на роль поставщиков органических молекул на молодую Землю.

Образцы грунта, собранные с околоземного астероида C-типа Рюгу межпланетной станцией «Хаябуса-2», дают возможность поиска органических молекул в веществе, которое не было загрязнено земным веществом и не претерпело никаких изменений во время прохождения сквозь атмосферу Земли, и его сравнения с углистыми хондритами.

Группа планетологов во главе с Хироши Нараокой (Hiroshi Naraoka) из Университета Кюсю в Японии представила результаты поиска растворимых органических веществ в двух образцах грунта Рюгу (A0106 и A0080), которые исследовались спектроскопически, также определялся элементный и изотопный состав.

Образец A0106 представляет собой агломерат из частиц, размером один миллиметр, и общей массой 38,4 миллиграмма. Он демонстрирует типичную для Рюгу минералогию и, в основном, содержит водные силикаты, включая серпентин и сапонит, а также другие минералы, такие как доломит, пирротин и магнетит. A0080 представляет собой одиночное зерно, размером один миллиметр.

В образцах было идентифицировано 15 аминокислот: протеиногенные, такие как глицин, D,L-аланин и D, L-валин, непротеиногенные, такие как b-аланин, и несколько изомеров валина, хиральность которых согласуется с абиогенным происхождением. Кроме того, были найдены алифатические амины (такие как метиламин) и карбоновые кислоты (такие как уксусная кислота), которые в Рюгу были в виде органических солей. Есть также ароматические углеводороды, включая алкилбензолы, флуорантен и пирен, и алкилированные гомологи азотсодержащих гетероциклических соединений.

Выводы исследований оказались следующими. Органические вещества с Рюгу аналогичны органическим веществам, найденным в метеоритах типа Ивуна. Предполагается, что вещество Рюгу претерпело изменения в присутствии жидкой воды при умеренных температурах (300-400 градусов Цельсия) в родительском теле астероида. Органические молекулы выживают в поверхностном слое астероида, несмотря на суровые условия, такие как вакуум, нагрев, облучение солнечным ультрафиолетом и космическими лучами. А астероиды С-типа действительно могут быть источником растворимых органических соединений, заключенных в зернах, для других тел, например, Земли.

Ранее мы рассказывали о том, как родственниками астероида Рюгу оказались комета Вильда 2 и углистые хондриты.

Астрономы увидели прорыв ударной волны сверхновой сквозь плотное околозвездное вещество