Запах женщины помешал антидепрессанту успокоить мышей

Ученые из США и Кипра выяснили, что пол экспериментатора может влиять на результаты медицинских экспериментов на мышах. Оказалось, что запах мужчин вызывает у животных стресс и желание сбежать от его источника. Зато, если мужчина вводит мыши антидепрессант, его эффект оказывается сильнее, чем от инъекции, сделанной женщиной. Результаты исследования опубликованы в Nature Neuroscience.

Доклинические испытания — важный этап при разработке нового лекарства. Ученые тестируют препарат на животных, чтобы отсеять препараты, которые оказались не эффективны и даже опасны (а таких немало). Чтобы этим результатам можно было доверять, нужно убедиться, что именно исследуемый фактор — например, лекарство — вызывает тот или иной эффект.

Но на результаты эксперимента могут повлиять самые разные обстоятельства: и новый корм, и температура за окном лаборатории. Чтобы этого избежать, ученые стараются минимизировать влияние внешних факторов: например, в течение серии экспериментов животным не меняют питание, опыты проводят в одно и то же время. Но факторы могут быть и менее очевидными — например, пол человека, который непосредственно взаимодействует с мышами.

Полимния Георгиу (Polymnia Georgiou) из университета Мэриленда вместе с коллегами решили сравнить, как мыши будут себя вести при взаимодействии с мужчинами и женщинами и выяснить, как это отразится на действии антидепрессанта. Для начала ученые проверили, имеет ли значение пол самих животных в этом эксперименте. Первые повторы они проводили с участием самцов и самок мышей: животным давали понюхать ватные тампоны, которыми провели по коже добровольцев обоих полов (пол определяли, основываясь на самоидентификации). Сравнив результаты, исследователи обнаружили, что самки и самцы ведут себя одинаково и продолжили эксперименты, не отбирая животных по полу.

Когда мышам предъявляли один тампон с запахом женщины, а другой — мужчины, они предпочитали первый, а ваты с запахом мужчины старались избегать. Ученые с помощью сульфата цинка проверили, что такую реакцию мышей вызывает именно запах. Вещество разрушает связь между обонятельным эпителием и обонятельной луковицей. Закапав сульфат цинка в нос мышам, исследователи «отключили» им обоняние, после чего, мыши перестали реагировать на ватные тампоны.

Когда эксперимент повторили, но вместо ваты использовали футболки добровольцев, результаты были теми же: животные проводили больше времени около женских футболок и старались избегать мужских.

Чтобы проверить, как запах влияет на поведение, мышей заставили плавать. Те, которых погружали в воду мужчины, дольше других отказывались двигаться в воде, беспомощно барахтаясь (p = 0,007). Кроме того, мыши в окружении аромата мужчины меньше заботились о себе: их обрызгивали сладкой водой, но они начинали чистить шерсть с большей задержкой по сравнению с мышами, которых обрызгивали в присутствии женского запаха (p = 0,046). Под действием мужского запаха мыши также начинали охотнее выбирать воду с меньшей концентрацией углеводов (p = 0,016), что ученые сочли проявлением ангедонии — потери способности получать радость. Такое поведение означает, что мышам крайне некомфортно от мужского запаха: снижение двигательной активности, нежелание позаботиться о себе и ангедония — индикаторы стресса.

Затем ученые проверили, влияет ли пол экспериментатора на действие лекарств: мышам ввели антидепрессант кетамин. Оказалось, что препарат помогал мышам побороть стресс, если его вводили мужчины. Мыши начинали активно двигаться в воде и снова отдавали предпочтение сладкому (p =  0,006). Этого не происходило, когда кетамин вводили женщины

Ученые предположили, что дело в кортикотропин-рилизинг-факторе. Он выделяется гипоталамусом при активации гипоталамо—гипофизарно—надпочечниковой оси, которая связана с развитием стресса. Когда мыши взаимодействуют с мужчинами, они, судя по результатам эксперимента, испытывают стресс, и образуется много кортикотропин-рилизинг-фактора. Он заставляет гипофиз выделять больше гормона стресса — кортикостерона, а тот, в свою очередь, вызывает повышение чувствительности к антидепрессивному действию кетамина.
Чтобы проверить свою догадку, исследователи ввели в мозг мышам кортикотропин-рилизинг-фактор, после чего попросили женщин повторить эксперимент с кетамином. И на этот раз антидепрессант сработал и помог мышам побороть стресс (p = 0,046). А вот введение агониста кортикотропин-рилизинг-фактора, который блокировал его эффект, отменило эффект кетамина, даже когда его вводили мужчины. В такой комбинации антидепрессант перестал уменьшать время, когда мыши барахтались в воде.

Авторы работы заключили, что пол человека, который проводит эксперименты с мышами, может не только оказывать влияние на поведение животных, но и менять их реакцию на исследуемое вещество. Вероятно, полагают они, какие-то группы препаратов лучше испытывать на мышах с участием мужчин, а некоторые вещества будут давать ожидаемый эффект в присутствии женщин-экспериментаторов. Исследователи предлагают использовать полученные данные для планирования будущих исследований и надеются, что их работа окажется полезной на пути к повышению чистоты экспериментов.

Также ученые немного больше узнали о том, как работает кетамин. Механизмы действия этого препарата до конца непонятны, несмотря на то, что он одобрен для лечения людей. Недавно, например, удалось обнаружить, что он способствует восстановлению синапсов в мозге.

Полина Гребенкина