Археологи обнаружили в доисторической канаве статуэтку богини воды

Немецкие археологи обнаружили во время раскопок доисторической канавы в Баварии ряд артефактов VIII–VI веков до нашей эры, которые относятся к гальштатской культуре. Среди них оказалась небольшая глиняная статуэтка с антропоморфным лицом, изображавшая, по всей видимости, богиню воды. Исследователи предположили, что фигурку могли использовать в качестве ритуального подношения. Об этом сообщается в пресс-релизе Управления по охране памятников Баварии.

В VIII–V веках до нашей эры на обширных территориях от Центральной Европы до Балкан существовала гальштатская археологическая культура раннего железного века, связанная, по всей видимости, с протокельтскими племенами. При этом ряд исследователей полагает, что она возникла гораздо раньше — около 1200 года до нашей эры, то есть в эпоху поздней бронзы. Свое название она получила по могильнику, раскопанному в окрестностях поселка Халльштатт в Верхней Австрии, где в середине позапрошлого века исследователи обнаружили около двух тысяч древних погребений. Ныне — это памятник, входящий в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, который включает не только погребальный комплекс, но места добычи соли.

Хозяйство племен гальштатской культуры основывалось на плужном земледелии и подсобном животноводстве. На высоком уровне находилась бронзовая и железная металлургия, а также гончарное и ювелирное дело и искусство. Поселения гальштатцев представляли собой в основном небольшие поселки с планировкой улиц, деревянными столбовыми домами или полуземлянками, а также небольшими укреплениями в виде земляных валов (реже — более крупные городища с валами и рвами). Яркой чертой этой культуры выступает изготовление таких предметов, как антенные мечи, бронзовые шлема с гребнями и широкими полями, зооморфные фибулы и бронзовая посуда.

Немецкие археологи проводили охранно-спасательные раскопки, предваряющие строительство автомобильной дороги в обход коммуны Менхштокхайм, расположенной в Баварии. Во время исследования доисторической канавы, которая могла использоваться древними жителями окрестного поселения для сбора воды, они обнаружили небольшую глиняную статуэтку. Помимо нее, в распоряжении ученых оказались кусочки стекла, фрагменты керамики, костяные орудия и глиняный штамп. Последний, судя по его поверхности, использовался для украшения органических материалов. Керамические артефакты позволили археологам сделать вывод, что эти предметы были сознательно помещены в канаву. Судя по сохранившимся фрагментам сосудов, они датируются VIII–VI веками до нашей эры и относятся к гальштатской культуре.

Найденная статуэтка оказалась высотой около 19 сантиметров, но в первоначальном состоянии, по мнению исследователей, она была примерно на десять сантиметров больше. У фигурки антропоморфное лицо с хорошо различимыми глазами, носом, губами и подбородком. По краям ее лица, по всей видимости, изображен головной убор, украшенный с обеих сторон пятью отверстиями. Возможно, таким способом древний автор хотел изобразить чепец.

По мнению Матиаса Пфайля (Mathias Pfeil) из Управления по охране памятников Баварии, статуэтка изображала богиню воды. Возможно, в те времена люди считали место, где ее нашли, священным. По этой причине маленькую фигурку использовали в качестве ритуального подношения и, вероятно, приписывали ей магические силы. Стефани Берг (Stefanie Berg) из той же организации, дополнила, что похожие фигурки известны из Западного Причерноморья и восходят к V тысячелетию до нашей эры. Однако для этой находки прямых аналогий примерного того же возраста пока нет.

Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях, связанных с гальштатской культурой. Так, генетики обнаружили преемственность между жителями Франции бронзового и железного веков. А биологи выяснили, что древний добытчик соли с территории современной Австрии отведал пива и сыра с плесенью.

Древние жители Иберии разделали мамонта около 1,2 миллиона лет назад