Генетики обнаружили преемственность между жителями Франции бронзового и железного веков

Палеогенетики прочитали ДНК 49 индивидов, умерших во Франции около 1200–80 годов до нашей эры, и сравнили их с ранее опубликованными геномами древних и современных людей. Они обнаружили генетическую преемственность между местными популяциями эпохи бронзы и железного века, несмотря на различие археологических культур. Ученые обратили внимание на генетическую гомогенность населения во всех регионах, за исключением Эльзаса, и отметили, что жители Северной Франции этого периода были близки населению Британии, а Южной — жителям Испании. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале iScience.

В эпоху поздней бронзы и раннего железа на территории современной Франции сосуществовали и сменяли друг друга несколько крупных археологических культур. Так, на западном побережье около 1300–700 годов до нашей эры сформировался круг культур атлантического бронзового века (комплекс карпоязычного меча), памятники которого характерны также для Иберии и Британии. Параллельно на обширных территориях Центральной Европы развивалась культура полей погребальных урн (урнопольская культура), названная благодаря единой традиции захоронения умерших. Так, большинство погребений совершалось в грунтовых бескурганных могильниках, причем, как правило, кремированные останки людей помещались в глиняный сосуд.

Около 700–500 годов до нашей эры на территории Франции распространение изделий из железа совпало с развитием гальштатской археологической культуры, на основе которой сформировалась латенская культура (V–I веков до нашей эры). Ученые уверенно связывают эти две культуры с кельтским (протокельтским) населением, чего нельзя сказать о памятниках атлантического бронзового века и культуры полей погребальных урн. Полномасштабное генетическое исследование этой эпохи затрудняется тем, что большинство погребений содержат лишь кремированные останки, в которых не сохраняется ДНК.

Однако Мелания Пруво (Melanie Pruvost) из Университета Бордо совместно с коллегами из Великобритании, Германии и Франции провела генетическое исследование останков 145 человек, обнаруженных на 27 различных французских памятниках, чтобы выяснить происхождение галльских популяций. Но большинство образцов (n = 92) содержало недостаточное количество ДНК, кроме того, из дальнейших анализов были исключены загрязненные образцы.

В общей сложности в распоряжении ученых оказались 49 геномов с низким покрытием, которые охватывали все 27 памятников (около 1200–80 годов до нашей эры). Два образца относились к бронзовому веку, 47 — к железному. Кроме того, они включили в исследование 18 раннее опубликованных геномов с низким покрытием, относящихся к железному веку. Географически эти геномы относятся к шести регионам: Эльзас (n = 20), Шампань (n = 5), Нормандия (n = 3), Северная Франция (n = 10), Южная Франция (n = 18) и Парижский бассейн (n = 9). Палеогенетики подчеркнули, что исследованная выборка весьма ограничена, так как доминирующим погребальным обрядам в эту эпоху оставалась кремация. Поэтому в это исследование, в частности, включили останки новорожденных людей, похороненных в поселениях, и людей с отсеченными головами.

Анализ главных компонент показал, что индивиды железного века схожи с современным французским населением. Это во многом характерно и для людей из Испании и Великобритании, что подчеркивает определенную степень преемственности между популяциями Западной Европы. Более того, ученые заметили, что индивиды железного века из Северной Франции генетически близки британской популяции, а из Южной Франции — испанской.

Сравнение геномов бронзового и железного веков в целом продемонстрировало преемственность между населением двух этих периодов в Южной Франции, но не в Эльзасе и Парижском бассейне, хотя последнее может объясняться крайне ограниченной выборкой. В то же время палеогенетики отметили, что, сравнивав три основных предковых компонента: древние западноевропейские охотники-собиратели, ранние неолитические земледельцы и степняки, они не наблюдали никаких существенных отличий между популяциями бронзового и железного веков ни в Южной, ни в Северной Франции.

Генетики выявили большое разнообразие митохондриальных линий среди групп железного века, но почти 26 процентов исследованных людей принадлежали к гаплогруппе H, а на севере страны — более 50 процентов. Среди Y-хромосомных гаплогрупп ученые выделили I1, I2 и G2, которые преобладали в Европе в эпоху неолита, а также R1b1a (69 процентов людей), которая связана со степняками. В целом палеогенетики отметили, что переход от бронзового к железному веку в этом регионе не сопровождался крупной миграцией. Более того, на территории самой Франции ученые не сумели обнаружить статистически значимое региональное разделение популяции, за исключением Эльзаса, где наблюдалось высокое генетическое разнообразие внутри одной группы.

Анализ протяженных гомозиготных областей показал, что среди населения Франции железного века наблюдалась тенденция к укорачиванию этих последовательностей. Это совпадает с общей тенденцией, начавшейся в эпоху мезолита, когда браки все чаще стали заключаться между представителями далеких друг от друга групп. Однако исследование генома одного индивида, чьи останки были найдены в Эльзасе, показало, что его родителями были родственники в первом поколении, то есть брат и сестра или родитель и ребенок.

Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях, посвященных происхождению древних европейских популяций. Так, палеогенетики выяснили, что этруски были генетически близки италикам, несмотря на отличавшуюся культуру и изолированный язык. А крупнейшее исследование древней ДНК указало на еще одну масштабную миграцию людей в Британию, которая произошла около 1000–875 годов до нашей эры.

Время посещения древними людьми французской пещеры вычислили по саже в спелеотеме