Древний кельт из Швейцарии пострадал от дисплазии скелета

Швейцарские палеопатологи исследовали останки индивида, обнаруженные в некрополе позднего железного века в городе Сьоне. В погребении находился молодой мужчина 20–29 лет, страдавший врожденным пороком развития скелета. Ученые предположили, что этот недуг не помешал человеку интегрироваться в местное общество. Статья опубликована в International Journal of Paleopathology.

Палеопатология представляет собой один из бурно развивающихся разделов палеонтологии и палеоантропологии. С помощью методов этой научной области ученые исследуют патологические изменения останков древних людей, которые порой несут на себе неизгладимые следы травматических повреждений и тяжелых болезней. Иногда исследователям удается обнаружить крайне редкие для археологической практики патологии, например, дисплазии скелетов.

Известны сотни нозологических единиц, которые относятся к родовому слову дисплазия. В широком смысле это врожденные пороки развития скелета, которые обусловлены генетическими сбоями. Для доисторического периода европейской истории известны единичные примеры таких патологий из Италии, России, Чехии и Швейцарии. Российский случай происходит из знаменитого парного детского захоронения на верхнепалеолитической стоянке Сунгирь во Владимирской области. Ученые еще в 2004 году описали патологии ребенка  9–10 лет, у которого наблюдались врожденные костно-мышечные деформации.

Джули Дебар (Julie Debard) совместно с коллегами из Женевского университета провела исследование останков индивида, обнаруженных в некрополе позднего железного века в швейцарском городе Сьоне. Ученых заинтересовали многочисленные аномалии скелета, поэтому они прибегли к морфологическому и рентгенологическому анализам.

Некрополь в центре Сьона обнаружен в 2006 году. Он включает 12 одиночных захоронений, относящихся к латенской культуре (250–15 годы до нашей эры). Для всех захоронений характерна одинаковая ориентация, форма могилы и положение останков. По стандартным методам исследователи установили пол и возраст человека, чьи останки их особенно заинтересовали. Это был молодой мужчина, умерший в возрасте 20–29 лет. Его предполагаемый рост составлял около 164 сантиметров.

Палеопатологи обнаружили, что исследуемый череп деформирован. Гленоидные впадины на обеих лопатках ассиметричны, уплощены и имеют признаки остеолиза. На головках плечевых костей наблюдаются выраженные морфологические изменения. Ширина дельтовидных отростков увеличена в обе стороны. На позвонках грудного и поясничного отделов присутствуют остеофиты. Исследователи также обнаружили несращение дуги позвонка в пояснице, поражения в области ушной раковины. Левая бедренная и большая берцовая кости атрофированы. Это лишь перечень самых существенных патологий, обнаруженных учеными, но далеко не исчерпывающий.

Палеопатологи пришли к выводу, что деформации плечевой и бедренной костей схожи с известными древними случаями дисплазии скелета. Они предполагают, что человек страдал от множественной эпифазарной дисплазии, которая связана с генетической мутацией, чаще встречающейся у мужчин. Как правило, люди с такой патологией более низкого роста, их конечности укорочены и неправильно развиваются. По данным авторов, этот недуг не связан с умственной или двигательной отсталостью и не влияет на продолжительность жизни.

Исследователи также обратили внимание на социальный контекст захоронения. Останки человека с дисплазией находились среди погребений здоровых людей. Погребальный обряд также идентичен. Это свидетельствует о том, что индивид был интегрирован в общество наряду со всеми.

Ранее на N + 1 подробно рассказывали о других древних патологиях, обнаруженных на человеческих останках. Так, палеопатологи из Германии нашли самый тяжелый случай деформации Маделунга на древних останках, а ученые из США и Хорватии выяснили, что жители стоянки Вучедоль эпохи ранней бронзы пострадали в детстве от поротического гиперостоза.

В Испании обнаружили древнейший в Западной Европе балтийский янтарь