В Испании обнаружили древнейший в Западной Европе балтийский янтарь

Артефакт датируется серединой IV тысячелетия до нашей эры

Археологи во время раскопок, проходивших в пещере Кова-дель-Фраре, обнаружили янтарную бусину размером примерно 14×11 миллиметров. Инфракрасная спектроскопия с преобразованием Фурье показала, что артефакт был изготовлен из балтийского сукцинита. Судя по радиоуглеродным датировкам, украшение попало на Пиренейский полуостров около 3634–3363 годов до нашей эры, то есть в эпоху позднего неолита. Ранее предполагалось, что в этом регионе балтийский янтарь появился вместе с носителями традиции колоколовидных кубков примерно на тысячу лет позже. Как сообщается в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports, это не только древнейший балтийский янтарь на Пиренейском полуострове, но и в Западной Европе.

При этом местный янтарь жители Пиренейского полуострова использовали и в более ранние эпохи. Так, в пещере Ла-Гарма-А, расположенной в Кантабрии, археологи обнаружили янтарь в граветтийском культурном слое (средняя пора верхнего палеолита). Новую находку, свидетельствующую о сетях товарообмена на большие расстояния, исследователи раскопали среди вторичных захоронений. В общей сложности рядом с янтарной бусиной они нашли несколько сотен костей и зубов, принадлежавших как минимум 12 людям (восьми взрослым и четырем детям). Среди других находок из этой пещеры археологи упомянули останки животных, керамику, каменные и костяные орудия, а также украшения: бусины из раковин моллюсков и варисцита, костяные подвески со следами охры.

Археологи нашли в погребении медно-каменного века под Петрозаводском 140 янтарных украшений