Генетики прочитали ДНК погребенных в общей могиле носителей традиции колоколовидных кубков

Останки женщины и ребенка больше 20 лет назад раскопали в Люксембурге

Палеогенетики представили новый исследовательский проект, в рамках которого они изучают генетическую историю людей, в древности проживавших на территории современного Люксембурга. Среди прочего, ученые отсеквенировали ДНК двух носителей традиции колоколовидных кубков, останки которых нашли в общей могиле. Они определили, что в погребении находились взрослая женщина и мальчик. Как сообщается в статье, опубликованной в журнале Antiquity, больше половины предков этих людей генетически связаны с населением Понтийско-Каспийской степи раннего бронзового века.

Люксембург представляет собой одно из самых маленьких государств в Европе, которое по площади практически не отличается от Москвы. Одно из самых известных открытий, связанных с древнейшим прошлым этих земель, здесь сделали почти 90 лет назад, когда археолог-любитель обнаружил под скальным навесом почти полный скелет охотника-собирателя, жившего около 8200 лет назад. Сохранность ДНК в костях этого индивида, прозванного Лошборским человеком, позволила палеогенетикам с высоким покрытием (около 22 раз) прочитать его геном. Сегодня генотип этого человека считается одним из эталонных для всей популяции западноевропейских охотников-собирателей финального этапа верхнего палеолита и эпохи мезолита.

Лошборский человек жил во времена, когда мигрировавшие из Малой Азии земледельцы эпохи раннего неолита еще не добрались до территории современного Люксембурга. Оказавшись на Балканах они достаточно быстро расселились по Европе, ассимилировав и/или вытеснив аборигенное население, которое не знало производящего хозяйства.

Максим Брами (Maxime Brami) из Майнцского университета совместно с коллегами из Германии и Люксембурга представил новый проект, посвященный изучению генетической истории людей, которые населяли территорию Люксембурга на протяжении тысячелетий, последовавших за прибытием сюда земледельцев эпохи неолита. С 2021 года ученые проанализировали 33 кости и зуба древних людей, останки которых нашли в этой небольшой стране за последнее столетие.

Палеогенетики отметили, что первые результаты свидетельствуют о хорошей сохранности древней ДНК во многих образцах, которая позволяет прочитать полные геномы с достаточным для анализа качеством покрытия. Своей работой они планируют найти ответ на вопрос, какой генетический вклад сделали местные охотники-собиратели в генофонд населения, проживавшего здесь после распространения сельского хозяйства.

Но пока ученые представили предварительные результаты анализа ДНК лишь двух индивидов. В 2000 году их останки нашли во время охранно-спасательных раскопок. В могильной яме эпохи позднего неолита, устроенной на месте более древнего поселения культуры линейно-ленточной керамики, археологи обнаружили парное погребение традиции колоколовидных кубков. Антропологи определили, что останки принадлежали взрослой женщине и ребенку.

Палеогенетики подтвердили, что взрослым человеком была женщина, а также выяснили, что лежавший в могиле ребенок был мальчиком. Предполагается, что в могиле покоились мама и ее сын, но пока ученые не представили этому подтверждений. В то же время исследователи проанализировали происхождение этих людей. Оказалось, что среди их предков было большое количество людей, которых обычно ассоциируют со скотоводами раннего бронзового века из Понтийско-Каспийской степи — носителями ямной археологической культуры, мигрировавшими на запад около пяти тысяч лет назад. Судя по моделированию на уровне трех предковых компонент, выполненному с помощью программы qpAdm, вклад этой популяции составлял больше 65 процентов.

Ранее на N + 1 рассказывали, что биоинформатики разработали программу ancIBD, позволяющую выявлять дальних родственников по общим по происхождению блокам сцепления (IBD). Благодаря этому инструменту ученые нашли двух носителей афанасьевской культуры, которые были родственниками пятой степени. При этом их могилы археологи обнаружили на расстоянии 1410 километров друг от друга.

Бретонцы обошли других жителей Франции по количеству генов от скотоводов бронзового века