Лазер XFEL остановил работу по проектам с российскими учеными

Организация European XFEL, которая управляет крупнейшим в мире рентгеновским лазером на свободных электронах, построенным с российским участием, объявила, что приостанавливает действующие проекты с российскими учеными и не планирует запускать новые в связи военными действиями России на Украине. В сообщении, вместе с тем, указывается, что организация не намерена отступать от своих юридических обязательств перед российской стороной.

Рентгеновский лазер XFEL был запущен в сентябре 2017 года. Он размещен в системе подземных тоннелей в окрестностях Гамбурга и предназначена для получения фемтосекундных рентгеновских импульсов высокой интенсивности. Строить установку начали в 2009 году, в проекте участвовали 11 стран, но основную часть расходов взяли на себя Германия и Россия, которые выплатили 58 и 27 процентов от общего объема расходов соответственно. Каждая страна получила соответствующую вкладу долю в компании European X-Ray Free-Electron Laser Facility GmbH.

Лазеры на свободных электронах — линейные установки. Электроны в них ускоряются сверхпроводящими резонаторами и направляются в ондуляторную линию: ряд магнитов с чередующейся полярностью, которые отклоняют частицы то влево, то вправо, и на каждом таком повороте испускаются кванты рентгеновского излучения. Рекордно короткие импульсы позволяют исследовать очень быстрые процессы, например, изменение молекул в ходе химических реакций. С помощью предшественников E-XFEL физики засняли взрывы нанометровых ксеноновых кластеров, разрыв связи в молекуле иода и циклогексадиена, а также движение ударной волны в алмазе.

Первая статья по результатам, полученным на XFEL, была опубликована в августе 2018 года, в ней была описана структура трех белковых молекул.

Накануне на сайте было опубликовано заявление с призывом немедленно остановить военные действия. В нем также было объявлено, что в связи с этими событиями принято решение «не подписывать новые соглашения с российскими организациями и заморозить исполнение существующих, но при этом уважать юридические обязательства European XFEL».

Представитель XFEL Бернд Эбелинг пояснил N + 1, что судьбу российской доли будет решать Совет, он не смог уточнить, в какие сроки это решение может быть принято. «Мы также остановили или заморозили сотрудничество, которое не является юридически обязательным. Однако сотрудники XFEL из России остаются, мы не смотрим в паспорта членам команды», — пояснил он.

Ранее сообщалось, что в связи с военными действиями на Украине германские ученые перевели в безопасный режим свой телескоп eRosita на борту российской обсерватории «Спектр-РГ».

Физики обнаружили хиральные гравитонные моды