Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать)

Имена игрушек помогли годовалым детям узнать про категории объектов

Alexander S. LaTourrette & Sandra R. Waxman / PNAS, 2020

Американские ученые выяснили, что уже в годовалом возрасте младенцы могут объединять объекты в отдельные категории, а также наоборот — выделять из целых категорий отдельные объекты. Для этого исследователи показывали 77 детям четыре игрушки, которые называли либо одним псевдословом, либо разными. Дети смогли отличить старые игрушки от новых только в том случае, если знали отдельное имя для каждой, а в другом случае, по-видимому, считали все игрушки объектами одной категории. Статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Объекты в окружающем человека мире редко существуют обособленно: их всегда можно отнести к какой-либо категории. Работает это и в обратную сторону: из целой группы объектов, относящихся к одной категории, можно выделить один. Благодаря этому человек может различить банан, грушу и яблоко среди лежащих в вазе фруктов, понять, что в вазе лежат именно фрукты, а также отличить сладкое красное яблоко от кисловатого зеленого.

Подобная категоризация, разумеется, отражается и в языке: если говорящему нужно выделить какой-то конкретный объект среди прочих одинаковых или выделить их в отдельную категорию, то для этого объекта или их группы в языке будет свое название. Разумеется, категоризация объектов в языке и познании взаимосвязаны: определять категории и отдельные объекты нужно, чтобы понимать различия и сходства между ними. 

Не совсем понятно, однако, какую из видов категоризации можно назвать предшествующей — то есть учится ли сначала человек понимать различия ил же его этому учит существование отдельных названий. Александр Лятурретт (Alexander LaTourrette) и Сандра Вэксмен (Sandra Waxman) из Северовосточного университета предположили, что проще всего это изучить на примере годовалых детей: у этому возрасту младенцы узнают первые слова и уже умеют различать объекты.

В исследовании приняли участие 77 детей в возрасте от 11,5 до 12,5 месяца: их случайным образом разделили на три группы. Каждому участнику показывали изображение одной из четырех мягких игрушек и просили на них посмотреть: в зависимости от группы, ребенок слышал либо одно название для всех игрушек по очереди, либо отдельное имя для каждой игрушки, либо один и тот же звук. Чтобы убедиться, что для детей используемые названия незнакомы, ученые использовали псевдослова: так, для условного «игрушки» ученые использовали boff, а для «свинка» — arg.

После этого каждому ребенку показывали уже известные игрушки в паре с похожими по общим чертам, но отличающимися. Исследователи следили за тем, на какую игрушку смотрит ребенок: в соответствии с экспериментальной парадигмой привыкания, которую часто используют в исследованиях с маленькими детьми, ребенок должен дольше смотреть на новый, неизвестный ему стимул — это будет означать, что он понимает разницу между объектами, которые ему показывают.  

Ученые предположили, что дети, которым давали одно и то же название для всех предметов (а также один и тот же звук — это условие было контрольным), не будут смотреть на какое-то животное из двух больше, чем на другое, а вот те дети, которым давали разные имена — будут. Получилось действительно так, причем то, будут ли дети дольше смотреть на новую игрушку, зависело от того, как давно они видели старую: в группе, которой давали разные имена, участники слабо различали самую первую показанную игрушку (в тестах она шла последней). Это объясняется тем, что во всех группах названия самых первых игрушек были по сути одинаковыми: различия или сходства можно было понять только ко второй игрушке.

Авторы заключили, что категоризация объектов у младенцев происходит при помощи языковых средств и очень быстро: им стоит только один раз услышать название для отдельного объекта и далее они смогут его выделить среди прочих. Напротив, в названных одной категорией объектах они, по-видимому, ищут сходства — и приравнивают их к похожим объектам, объединяя их в категорию.

Также в годовалом возрасте дети уже понимают, что иностранный язык — также, как и их родной — нужен для коммуникации.

Елизавета Ивтушок

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.