А вот время, в которое люди спят, было связано с качеством жизни не так сильно
Качество сна оказалось намного важнее для качества жизни, чем режим сна или его продолжительность. Такой вывод сделали чешские ученые, проанализировав данные более 4500 человек, которые в течение трех лет отвечали на вопросы о параметрах своего сна. При этом качество сна оказалось связано с разными аспектами качества жизни: самочувствием, счастьем, удовлетворенностью жизнью и благополучием — но не со стрессом на работе. Результаты исследования опубликованы в журнале PLoS ONE.
Пока человек спит, его ткани растут, а мышцы восстанавливаются. Поэтому неудивительно, что эффективность сна связана со здоровьем и общим качеством жизни человека. Эту эффективность можно описать по меньшей мере тремя параметрами: продолжительность, качество и «социальный джетлаг» (несоответствие между биологическими ритмами человека и его социальными ритмами).
Известно, например, что недостаток сна приводит к разным проблемам со здоровьем — к депрессии, ожирению, сердечно-сосудистым заболеваниям и сокращению продолжительности жизни. Качество сна сказывается на уровне счастья и удовлетворенности жизнью. Социальный джетлаг также, судя по предыдущим работам, оказался связан с качеством жизни. Но до сих пор ученых интересовали эти параметры по отдельности, поэтому пока не ясно, какой из них важнее в долгосрочной перспективе.
Социологи из Карлова университета в Праге Михаэла Кудрначова (Michaela Kudrnáčová) и Алеш Кудрнач (Aleš Kudrnáč) изучили данные о 4523 респондентах, собранные в ходе ежегодного панельного исследования домохозяйств Чехии за 2018–2020 годы. Ученых интересовало, как люди оценивали продолжительность своего сна, его качество (хорошо ли спали участники, по их мнению, или плохо) и социальный джетлаг. Затем они проверили, как эти параметры связаны с пятью показателями качества жизни: удовлетворенность жизнью, благополучие, счастье, самочувствие и стресс на работе (как минимум в одном исследовании ученые уже заметили, что качество сна влияет и на этот показатель). Все эти показатели участники тоже оценивали самостоятельно по предложенной шкале.
Исследователи провели два типа сравнений. Во-первых, они смотрели на личную динамику: как менялась со временем оценка качества жизни у одного человека. А, во-вторых, проверяли, насколько качество жизни отличается у разных людей в зависимости от того, как и когда они спят. Оказалось, что на индивидуальном уровне первый параметр сна — его качество — значительно связан со всеми показателями качества жизни, кроме стресса на работе (p = 0,612). А на межличностном уровне значимую корреляцию с субъективным качеством сна выявили для всех пяти показателей (p< 0,001).
Также в межличностных сравнениях второй параметр — продолжительность сна — был связан с оценками здоровья и счастья, а социальный джетлаг — третий параметр — значительно коррелировал с удовлетворенностью жизнью (p = 0,040) и стрессом на работе (p = 0,020). Но на индивидуальном уровне ни продолжительность сна, ни социальный джетлаг не показали значимой связи с качеством жизни в долгосрочной перспективе.
Таким образом, именно то, как люди оценивают качество своего сна, оказалось сильнее всего связано с качеством жизни. При этом авторы работы напоминают, что речь идет о корреляции, поэтому здесь нельзя говорить о причинно-следственных связях. Также они отмечают, что исследование может не отражать поведение людей в нормальных условиях, потому что часть опросов пришлась на период пандемии весной 2020 года. Хотя ученые полагают, что эти данные все же релевантны — потому что их собирали уже во время ослабления ограничений.
Ранее мы рассказывали о том, что после плохого сна или бессонной ночи люди считают себя менее готовыми помогать другим. Это выяснили американские ученые, которые изучили сон людей в лабораторных условиях и дома.
По данным второй фазы испытаний
Американские исследователи провели вторичный анализ результатов клинических испытаний и обнаружили, что психотерапия с псилоцибином расстройства, связанного с употреблением алкоголя, приводит к выраженным и стойким многомерным изменениям личностных черт пациентов, и они связаны со снижением употребления спиртного после лечения. Отчет о работе опубликован в American Journal of Psychiatry.