После ночи плохого сна или вовсе без него люди считают себя менее готовыми помогать другим, выяснили американские ученые в ходе лабораторных экспериментов и изучения опыта сна людей дома. Также оказалось, что после перехода на летнее время, когда люди потенциально могут потерять час сна, они вносят пожертвования на меньшие суммы, чем до перевода часов. Статья опубликована в журнале PLOS Biology.
Помощь другим — одна из важных черт существования человеческого общества. Наше стремление помогать другому связано с несколькими факторами и меняется в зависимости от них. Во-первых, это эволюционный механизм — мы помогаем, чтобы выжить и продолжить свою генетическую линию: например, в этом случае речь может идти о взаимном альтруистическом поведении или о помощи родственникам, особенно близким. Во-вторых, на наше желание помогать другому влияют культурные нормы и ожидания. Также значение имеют социально-экономические факторы: скажем, люди в крупных городах реже помогают другим, чем жители сельской местности. И последнее — это индивидуальные особенности отдельного человека — мера развития у него эмпатии.
Разумеется, как и любая другая психическая деятельность, помощь другим обеспечивается работой головного мозга. Точнее, с ней связаны сразу несколько областей мозга, которые взаимодействуют друг с другом для обеспечения социального познания — то есть образуют мозговую сеть. В эту сеть входят медиальная префронтальная кора, височно-теменной узел, средняя и верхняя височные борозды и предклинье. Эти структуры в мозге активируются, когда люди пытаются понять, что чувствуют, думают и хотят другие люди (ставят себя на место другого) и решают помочь этому другому. А вот снижение активности в этих областях и ослабление функциональных связей между ними связано с недостатком сна. Также нехватка сна может приводить к ухудшению распознавания и выражения эмоций, желанию остаться в одиночестве (интересно, что такое одиночество заразно для окружающих) и меньшей просоциальной направленности.
На основе этих данных Эти Бен Саймон (Eti Ben Simon) из Калифорнийского университета в Беркли и его коллеги предположили, что недостаток сна снижает у людей стремление помочь другому. Свое предположение ученые проверили в трех экспериментах. В первом приняли участие 24 здоровых взрослых человека, которые заполнили анкету, оценивающую готовность к альтруистическому поведению: один раз после ночи полноценного сна, а в другой раз после того, как не спали в течение 24 часов. Ночь без сна участники провели в лаборатории, где исследователи следили за тем, чтобы те не уснули. Также участники прошли фМРТ-сканирование во время того, как оценивали личностные особенности людей, чьи изображения видели во время нахождения в сканере. Это задание было направлено на активацию сети мозга, связанной с социальным познанием.
Оказалось, что 78 процентов участников испытывали снижение готовности помогать другим после бессонной ночи. На следующий день они, например, меньше хотели придержать дверь лифта, стать волонтером или помочь пострадавшему на улице человеку. При этом участники были в равной степени не готовы помогать как незнакомцам, так и близким (p = 0,021). А также, как и ожидалось, активность и функциональные связи внутри мозговой сети, обеспечивающей социальное познание, были снижены после бессонной ночи по сравнению с работой этих структур после ночи полноценного сна (p = 0,02).
Во втором эксперименте участвовали 136 человек, но все задания участники выполнили онлайн за небольшое денежное вознаграждение. Сначала участники заполнили дневник сна, благодаря которому исследователи могли оценить качество сна испытуемых за три-четыре предшествующих ночи — как долго они спали, сколько раз просыпались — а затем утром после пробуждения участники заполнили тот же опросник, что и в предыдущем эксперименте, благодаря которому ученые оценили готовность испытуемых помочь другому. Такая схема исследования помогла авторам проверить свои гипотезы не только в условиях сна, контролируемого лабораторно, но и в ситуации, приближенной к реальной жизни. И снова худшее качество сна было связано со снижением готовности помогать другим на следующий день (p <0,05).
В третьей части исследования ученые изучили три миллиона благотворительных пожертвований в США в период с 2001 по 2016 год. Так авторы оценили, как меняется количество пожертвований после перехода на летнее время, которое потенциально приводит к потере одного часа сна. Они выяснили, что в течение месяца после перехода на летнее время участники вносили на 10 процентов меньшие суммы в качестве пожертвований, чем в течение месяца до перевода часов. Таким образом, потенциальная потеря всего лишь одного часа сна, вызванная переходом на летнее время, связана с тем, что люди меньше готовы помогать окружающим.
Таким образом, недосыпание или отсутствие сна сказывается не только на нашем физическом и психологическом состоянии, но и на том, как мы ведем себя по отношению к другим. Некачественный сон, его нехватка или отсутствие снижают нашу готовность помогать окружающим людям.
Также на нашей готовности к альтруизму сказывается и пережитый стресс, он снижает альтруистическое поведение, выяснили недавно немецкие и канадские психологи. Но он сказывается так только на людях с сильным чувством эмпатии.
Екатерина Рощина
А память молодых геймеров была лучше, если они играли в стратегии
Ученые из Великобритании выяснили, что молодые и пожилые геймеры обладают лучшей рабочей памятью, однако в разном возрасте эффективны игры разных жанров. Среди людей до 30 лет память была лучше у тех, кто предпочитал играть в стратегии, а среди людей старше 60 — у любителей головоломок. Также геймерам было легче игнорировать отвлекающие факторы, которые мешают запоминать нужное. Результаты опубликованы в Heliyon. Видеоигры нередко винят в негативном влиянии на психику, но вопреки этому исследователи часто обнаруживают их положительный эффект. Игры связывают с улучшением когнитивных способностей детей и взрослых, особенно — внимания и памяти. Предыдущие исследования показали, что так работают по крайней мере экшен игры. Поскольку память ухудшается с возрастом, Джо Каттинг (Joe Cutting) из Уорикского университета с коллегами решил проверить, как видеоигры и их предпочитаемый жанр влияют на рабочую память молодых и пожилых людей. Ученые протестировали онлайн 209 человек в возрасте от 18 до 30 лет и 181 человека от 60 лет до 81 года. Участников спросили, сколько часов в неделю они играют в игры (включая игры на телефоне, компьютере и приставке), и как давно они начали играть. Также их попросили перечислить игры, в которые они играли на прошлой неделе, чтобы затем разделить людей на группы по игровым жанрам. Большинство молодых участников (80 человек) предпочитали экшен (авторы отнесли к этой категории игры разного жанра, в которых идет упор на координацию и скорость реакции), а вот среди пожилых любителей игр этого типа почти не оказалось (12 человек). Люди старше 60 в основном играли в головоломки (59 человек) и реже — в стратегии (34 человека). Также исследователи отдельно учитывали тех, кто совсем не играл в видеоигры — 53 человека в молодой группе и 88 — в пожилой. Чтобы оценить рабочую память участников, их просили запомнить расположение красных кругов на сетке. С каждым испытанием добавлялся один круг — и так до тех пор, пока испытуемый справлялся. Также ученые проверили, насколько хорошо участники справляются с отвлекающими факторами (это важно для производительности памяти): в части испытаний вместе с красными кругами или же после их исчезновения на экране появлялись желтые — их нужно было проигнорировать. В группе молодых участников объем рабочей памяти был выше у тех, кто предпочитал стратегии и экшен игры по сравнению с теми, кто совсем не играл. Молодые любители стратегий также меньше отвлекались на желтые кружки и лучше справлялись с заданиями. При этом головоломки или экшен игры на устойчивость к отвлекающим факторам в этой группе не повлияли. А вот среди пожилых людей рабочая память была лучше у тех, кто играл в головоломки, а не стратегии (пожилые игроки в экшен не учитывались, поскольку их было мало), — они справлялись с заданиями так же хорошо, как молодые люди, не играющие в видеоигры. Пожилые люди, играющие в головоломки, меньше отвлекались на желтые кружки, когда они появлялись одновременно с красными. Но желтые кружки, возникающие после красных, сбивали всех участников старше 60 примерно одинаково, независимо от того, во что они предпочитали играть. Авторы пришли к выводу, что экшен игры не влияют на рабочую память — ее показатели у игроков в экшен были такими же, как и у тех молодых людей, кто играл в головоломки или вообще ни во что не играл. Зато рабочая память была лучше у молодых любителей стратегий и у пожилых любителей головоломок. Также память была лучше у тех, кто играл в игры с элементами стратегии и экшена, чем у тех, кто играл в классический экшен. Количество часов, проведенных за играми, не повлияло на результаты. Ранее исследователи выяснили, что видеоигры улучшают когнитивное развитие детей (по крайней мере в США), а телевизор и социальные сети никак на него не влияют.